Из трудов Ивана Павловича
Сусова
Список основных
публикаций
Статьи, тезисы,
книги, диссертации, программы
- Выделение
функциональных интонационных единиц в современном немецком языке //
Тезисы докладов межвузовской конференции "Синтаксис и интонация"
(27--31 марта 1962 г.). М., 1962. С. 28—29.
- Выделение функциональных интонационных единиц
в современном немецком языке // Уч. зап. ОГПИ. Т. XVII. Фак. ин.
языков. Вып. II. Орел, 1963. С. 41—54.
- Методика
преподавания иностранных языков и психолингвистика // Вопросы
перестройки преподавания иностранных языков в школе и вузе. Воронеж,
1963. С. 37—44.
- Общие принципы фонологического описания языка
// Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков.
Воронеж, 1964. С. 11—17.
- К вопросу о выделении базисных структур в
немецком языке // Тезисы докладов III научно-методической конференции
факультета романо-германской филологии (ВГУ). Воронеж, 1964. С. 3—4.
- Проблема двуязычия в генетическом и
онтологическом аспектах (к постановке вопроса о специфике мышления на
иностранном языке) // Республиканская конференция по вопросам
языкознания и методики преподавания иностранных языков. Алма-Ата, 1964.
С. 67—68.
- Перевод как
средство преодоления межъязыковой интерференции // Конференция по
вопросам теории и методики преподавания перевода. М., 1964. С. 42—44.
- Задачи, структура и содержание курса
теоретической фонетики // Научно-методическая конференция по
вопросам методики преподавания иностранных языков в вузах и школах.
Бельцы, 1965. С. 144—146.
- Конфигурационные подклассы немецких глаголов
// Материалы отчетной научной конференции за 1964--1965 гг. (фак. РГФ).
Воронеж, 1965. С. 24—25.
- Конфигурации с главным и зависимым ядром (на
материале современного немецкого языка) // Сб. сообщений на научной
конференции факультета романо-германской филологии и методического
объединения преподавателей иностранных языков вузов ЦЧЭР. Воронеж,
1965. С. 64—67.
- О спецкурсе
"Методы лингвистического анализа" // Сб. сообщений на научной
конференции факультета романо-германской филологии и методического
объединения преподавателей иностранных языков вузов ЦЧЭР. Воронеж,
1965. С. 119—122.
- К вопросу о принципах обучения иностранным
языкам // Сб. сообщений на научной конференции факультета
романо-германской филологии и методического объединения преподавателей
иностранных языков вузов ЦЧЭР. Воронеж, 1965. С. 83—85.
(Соавтор С.С. Беркнер)
- Вопросы
типологии конфигураций немецкого языка // Межвузовская конференция по
проблемам современных германских языков. Тезисы докладов. Рига, 1967.
С. 136—137.
- О понятии коннотации в конфигурационном
синтаксисе // Проблемы обучения иностранным языкам. Владимир, 1969. С.
159—168.
- Одноместные
конфигурации в немецком языке // Лингвистические исследования. Тула,
1969. С. 115—139.
- Глагольные конфигурации с финитным ядром в
современном немецком языке: Дисс. ... канд. филол. наук. Л.,
1969. 295 с.
- Глагольные конфигурации с финитным ядром в
современном немецком языке: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Л.
1969. 17 с.
- Финитные
конструкции немецкого языка, выражающие двухместные синтаксические
отношения // Проблемы немецкого языкознания и методики преподавания
немецкого языка. Тула, 1970. С. 144—163.
- Трёхместные
финитные конфигурации в немецком языке // Проблемы немецкого языкознания и методики
преподавания немецкого языка. Тула, 1970. С. 164—172.
- О границах
сказуемого // Тезисы VII межвузовской научной конференции по
романо-германскому языкознанию. Секция Вопросы синтаксиса простого
предложения. Пятигорск, 1970. С. 66—68.
- О двух
концепциях парадигматического анализа в синтаксисе // Sintagmatika,
paradigmatika. Рига, 1970. С. 169—173.
- К взаимоотношению синтаксиса и семантики //
Вопросы английской и французской филологии. Тула, 1971. С. 3—24.
- О
неправомерности противопоставления синтаксиса и семантики // Вопросы
семантики. Дискуссия на расширенном заседании Филологической секции
Ученого Совета Института востоковыедения. М., 1971. С. 187—189.
- К оценке
конвенционалистской концепции реальности языковых единиц // ВЯ. 1971. №
4. С. 66—72.
- Аспекты
предложения как уровни его семантической структуры // Теоретические
проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков. Л., 1971. С. 12—13.
- Падеж и
реляционность (к постановке вопроса о сущности категории падежа) //
Locijuma kategorija valodas struktura un sistema. Riga, 1971. C. 132—134.
- Гносеологический и
онтологический анализ языкового значения // Исследования по немецкой
филологии. Тула, 1972. С. 57—82.
- О некоторых
аналогиях между объектами фразеологии и синтаксиса // Проблемы
устойчивости и вариантности фразеологических единиц. Тула, 1972. С.
117—120.
- Про межi присудка в нiмецькому реченнi // Iноземна фiлологiя. Вип. 27. Львiв, 1972. С.
50—54.
- Ситуация как означаемое предложения на
реляционном уровне // Вопросы английской и французской филологии. Тула,
1972. С. 25—48.
- Взаимодействие
языковых средств при синтезе высказывания // Теория и практика
лингвистическоо описания разговорной речи. Горький, 1972.
С. 232—235.
- Семантическая
структура предложения. (На материале простого предложения в современном
немецком языке). Тула, 1973. 141 с.
- Конвенционалистская концепция реальности
языковых единиц // Общее языкознание: Методы лингвистических
исследований. М., 1973. С. 301—307.
- Семантическая структура предложения (На
материале современного немецкого языка): Дисс. ... доктора филол. наук.
Тула, 1973. 418 с.
- Семантическая
структура предложения (На материале современного немецкого языка):
Автореф. дисс. ... доктора филол. наук. Л., 1973. 34 с.
- Уровни
семантической структуры предложения // Всесоюзная научная конференция
по теоретическим вопросам языкознания. Тезисы докладов секционных
заседаний. М., 1974. С. 116—117.
- Глубинные
аспекты семантики предложения // Проблемы семантики. М., 1974. С. 58—65.
- Формальные и семантические аспекты
предложения // Теоретические проблемы синтаксиса современных
индоевропейских языков. Л, 1975. С. 61—68.
- Предложение
как объект лингвистической семантики // Проблемы
синтаксической семантики. М., 1976. С. 244—245.
- Konventionalistisches
Konzipieren der Realität sprachlicher Einheiten // Allgemeine
Sprachwissenschaft. Bd. III: Methoden sprachwissenschaftlicher
Forschung. Berlin, 1976. S. 243—248.
- О предмете
типологической лингвистики // Тезисы дискуссии "типология как раздел
языкознания". М., 1976. С. 160—162.
- Введение в языкознание. Тверь, 1977. 60 с.
- Общее
языкознаниме. Материалы для семинарских занятий со студентами
филологических специальностей. Калинин, 1977. 21 с.
- История, теория и
методология языкознания. Методические рекомендации для аспирантов и
соискателей, специализирующихся в областии русского, германских и
романских языков. Калинин, 1977. 13 с.
- Предложение как
лингвосемиотический феномен // Сб. науч. тр. МГПИИЯ. Вып. 112. М.,
1977. С. 97—108.
- Семантические функции основных
лингвосемиотических объектов // Предложение и текст в семантическом
аспекте. Калинин, 1978. С. 122—138.
- О двух путях исследования содержания текста
// Значение и смысл речевых образований. Калинин, 1979. С. 90—103.
- Предисловие //
Значение и смысл речевых образований. Калинин, 1979. С. 3—4.
- Семантика и
прагматика предложения. Калинин, 1980. 51 с.
- Предложение и действительность //
Коммуникативно-прагматические и семантические функции речевых единств.
Калинин, 1980. С. 11—24.
- Программа курса
"Основные направления и проблемы современного языкознания". Калинин,
1980. 22 с.
- Предикат и предикация // Семантика и
прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981. С. 93—100.
- Предисловие
редактора // Семантика ит прагматика синтаксических единств. Калинин,
1981. С. 3—4.
- Типология
языков и контрастивная лингвистика // Республиканская научная
конференция. Вопросы сравнительной типологии (германские, романские,
русский, тюркские языки). Ташкент, 1981. С. 59—60. (Соавтор
В.И. Юганов)
- Уровни языковой системы и лингвистическая
семантика // Синтаксическая семантика и прагматика. Калинин, 1982. С.
3—11.
- К предмету
прагмалингвистики // Содержательные аспекты предложения и текста.
Калинин, 1983. С. 3—15.
- Коммуникативно-прагматическая лингвистика и
ее единицы // Прагматика и семантика синтаксических единиц. Калинин,
1984. С. 3—12.
- Проблемы языкового общения, его единиц и
правил // Всесоюзная научная конференция "Коммуникативные единицы
языка". М., 1984. С. 113—116.
- Сопоставительная
лингвистика или сравнительная типология? // III Всесоюзная конференция
по теоретическим вопросам языкознания "Типы языковых общностей и методы
их изучения". М., 1984. С. 138—139.
- Языковое общение и лингвистика //
Прагматические и семантические аспекты синтаксиса. Калинин, 1985.
С. 3—12.
- О ролевой
интерпретации пропозитивных актантов // Типология конструкций с
предикатными актантами. Л., 1985. С. 53—55.
- Проблема семантических категорий в синтаксисе
// Семантические категории языка и методы их изучения. Уфа, 1985. С. 6—7.
- Прагмалингвистика
и обучение языку // Рабочие материалы Всесоюзной научной конференции
"Функциональное описание языка в целях преподавания". М, 1985. С. 137—138.
- Программа курса
"Основные направления и проблемы современного языкознания". Для
слушателей ФПК преподавателей вузов. Калинин, 1985. 20 с.
- Основные
направления и проблемы современного языкознания // Учебный план и
программы по специальности "Русский язык". Калинин, 1985. С. 17—19.
- Прагматическая структура высказывания //
Языковое общение и его единицы. Калинин, 1986. С. 7—11.
- Функциональный
подход в языкознании и прагмалингвистика //
Функционально-типологические проблемы грамматики. Часть 2. Вологда,
1986. С. 132—133.
- Программа-минимум
кандидатского экзамена по специальности 10.02.19 -- общее языкознание,
социолингвистика, психолингвистика. Утв. коллегией ВАК СССР 10
декабря 1986 г. М., 1986. 26 с. (Соавторы В.Д.
Бондалетов, В.В. Касевич).
- Лингвистика между двумя берегами // Языковое
общение: Единицы и регулятивы. Калинин, 1987. С. 9—14.
- Программа курса
"Общее языкознание" для государственных университетов. М., 1987. 15 с.
- Деятельность, сознание, дискурс и языковая
система // Языковое общение: Процессы и единицы. Калинин, 1988. С. 7—13.
- Лингвистика на
подступах к языковому сознанию // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по
психолингвистике и теории коммуникации: Языковое сознание. М., 1988. С.
173—174.
- К понятию семантической вариативности //
Всесоюзная конференция "Проблемы вариативности в германских языках".
М., 1988. С. 44—46.
- Побудительность:
деятельностьно-коммуникативное и функционально-семантическое
представление // Императив в разноструктурных языках. Л., 1988. С. 125—127.
- Деятельностно-коммуникативные
модели языка в обучении русскому языку как иностранному // Семантика в
преподавании русского языка как иностранного. Вып. 2. Харьков, 1988. С.
11.
- Языковая номинация в свете представления о
языке как кодирующей системе // Актуальные проблемы языковой номинации.
Саратов, 1988. С. 14—15.
- Деятельностно-коммуникативный принцип в
теории языка и обучении языку // Республиканская научно-методическая
конференция "Актуальные вопросы романо-германской филологии и методики
преподавания иностранных языков в вузе". Самарканд, 1988. С. 152.
- Человеческий
фактор и лингвистика // Зональный семинар-совещание преподавателей
иностранных языков Средней Азии и Казахстана "Совершенствование
обучения иностранным языкам в условиях перестройки высшей школы". Часть
2. Душанбе, 1988. С. 234.
- Кодирование в структурах дискурса когнитивных
структур как деривационный процесс // Деривация в речевой деятельности
(общие вопросы, текст, семантика). Пермь, 1988. С. 29—30.
- Личность как субъект языкового общения //
Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989. С. 9—16.
- Культурно-историческая обусловленность
прагматических принципов и конвенций общения // Язык и история:
Проблемы лингвокультурной традиции. М., 1989. С. 54.
- Введение в
языкознание. Методические рекомендации студентам I курса
филологического факультета и факультета романо-германской филологии по
подготовке к экзамену (зачету). Калинин, 1989. 21 с.
- Говорящая личность в лингвосоциальном и
лингвопрагматическом пространствах // Социальная стратификация языка.
Пятигорск, 1989. С. 57—59.
- Семиотика и лингвистическая прагматика //
Язык, личность и дискурс. Тверь, 1990. С. 125—133.
- Прагматика как
теория корреляций между языковыми структурами и контекстом социального
взаимодействия и общения // Тезисы конференции "Функциональные и
семантические корреляции языковых единиц". Киев, 1990. С. 178—179.
- Языковое
общение как этнокультурный феномен // Совещание-семинар
"Этнопсихолингвистические аспекты речевого общения". Самарканд, 1990.
С. 70—71.
- Прагматика дискурса и этнолингвистические
проблемы // Прагматика этноспецифического дискурса. Бэлць, 1990. С. 2—5.
- Переводчик в
коммуникативно-прагматическом пространстве // Лексика. Лексикография.
Научно-технический перевод. Орел, 1990. С. 134—136.
- Пропозиция как универсальная семантическая
единица // Семантика языка и речи. Уфа, 1990. С. 68—69.
- Социально-интерактивная и
лингвопрагматическая компетенция // Формирование коммуникативной
компетенции на русском языке у иностранных учащихся. Львов, 1990. С. 4—5.
- О правомочности
выделения самостоятельного семантического уровня языковой системы //
Семантика языковых единиц разных уровней (на материале
романо-германских языков). Ижевск, 1990. С. 104—105.
- Грамматические
категории предложения и текста // Категории грамматики в их системных
связях (в теоретическом и лингводидактическом аспректах). Вологда,
1991. С. 96—97.
- Два пути
развития коммуникативной лингвистики // Общие проблемы
функционально-коммуникативной лингвистики. т. 1. Минск, 1992. С. 32—34.
- Введение в
языкознание. Тематика и примерные планы лекций и практикумов. Тверь,
1992. 24 с.
- Общее языкознание.
Рабочая программа и методические указания. Тверь, 1992. 32 с.
- От предложения к
дискурсу // Тезисы докладов научной конференции
профессорско-преподавательского состава и сотрудников госбюджетных и
хоздоговорных тем. 1993 г. Тверь, 1993. С. 154—157.
- Общелингвистические
дисциплины в профессиональной подготовке студента-языковеда // Язык как
учебный предмет. Обучение языку в формировании личности дошкольника.
М., 1993. С. 37—38.
- Академические
степени -- со студенческой скамьи // Проблемы совершенствования
содержания и методики обучения. Тверь, 1994. С. 21—23.
- Прагматика как
один из векторов развития новейшей лингвистики //Лингвистика на исходе
ХХ века: итоги и перспективы. Т. II, М., 1995. С. 487—488.
- Коммуникативно-когнитивная
модель языковой системы // Уч. зап. ТвГУ. Т. 2. Тверь, 1996. С. 94—95.
- Общее языкознание.
Тверь, 1997. Ч. 1. Изучение проблем языка в древнем мире, средневековье
и 16--18 вв. 99 с.
- Общее языкознание.
Ч. 2. Европейское и американское языкознание 19--20 вв. Тверь, 1997.
115 с.
- Введение в
языкознание. Программа дисциплины для студентов лингвистических и
филологических направлений. Тверь, 1997. 60 с.
- Космические мотивы
в науке о языке и в философии языка // Тверской лингвистический
меридиан. Вып. 1. Тверь, 1998. С. 99—111.
- Введение в теорию
языкознания. Программно-справочное пособие для студентов, обучающихся
по специальности "Лингвистика и межкультурная коммуникация". Тверь,
1998. 80 с.
- Интеграционный
этап в развитии лингвистической теории // Материалы Первой
международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. 26-30 мая 1998
г. Часть 1. Тамбов, 1998. С. .
- О лингвистике и
лингвистах на 36-м меридиане восточнее Гринвича: Вместо предисловия //
Тверской лингвистический меридиан. Вып. 1. Тверь, 1998.
- История
языкознания: Электронный учебник. Тверь, 1999.
- История языкознания: Уч. пособие для студентов
старших курсов и аспирантов. Тверь, 1999. 191 с.
- Несколько слов о фонетике на исходе 20 века //
Тверской лингвистический меридиан. Вып. 2. Тверь, 1999 С. 117—128..
- Вариации на
фонетическую тему // Лингвистический вестник. Вып. 1. Ижевск, 1999.
- Введение в
теоретическое языкознание: Электронный учебник. Тверь, 1999.
- Коммуникативно-когнитивная
лингвистика и разговорный дискурс // Лингвистический вестник. Ижевск,
1999. (Соавтор С.А. Аристов)
- Формальный vs.
функциональный подходы к языку // Лингвистический вестник. Вып. 2.
Ижевск, 2000. С. 3—19.
- Язык как
программа, управляющая коммуникативным поведением // Актуальные
проблемы коммуникативной грамматики: Тез. докладов Всероссийск. науч.
конф. 1-4 марта 2000 г. Тула, 2000. С. 113—115.
- Грамматика говорящего // Актуальные проблемы
коммуникативной грамматики. Тула, 2000. С. 130—138.
- Введение в специальность: Программа для
ОТИПЛ. 2000.
- Фонетика: Программа для ОТИПЛ. 2000.
- Морфология: Программа для ОТИПЛ. 2000.
- Синтаксис: Программа для ОТИПЛ. 2000.
- Семантика: Программа для ОТИПЛ. 2000.
- Дискурс: Программа для ОТИПЛ. 2000.
- Лексикография: Программа для ОТИПЛ. 2000.
- Основы прикладной лингвистики: Программа для
ОТИПЛ. 2000.
- Формальные модели в лингвистике: Программа
для ОТИПЛ. 20000.
- Автоматическая обработка естественного языка:
Программа для ОТИПЛ. 2000.
- Сравнительно-историческое языкознание:
Программа для ОТИПЛ. 2000.
- Лингвистическая типология и языковые ареалы:
Программа для ОТИПЛ. 2000.
- История лингвистической науки: Программа для
ОТИПЛ. 2000.
- Семиотика:
Программа для ОТИПЛ. 2000.
- Теория
межкультурной коммуникации vs. этносоциолингвистика // Лингвистический
вестник. Вып. 3. Ижевск, 2001. С. 3--12. (Соавтор А.А. Сусов)
- Моделирование
семантической структуры посессивных предложений // Актуальные проблемы
лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Ижевск, 2002.
С. 59—70. (Соавтор Р.Г.
Гайнуллина)
- Статические
посессивные предложения // Ars Linguistica. Москва; Тверь, 2002. С. 3—23. (Соавтор Р.Г. Гайнуллина)
- История науки о
языке. Тверь, 2003. 315 с.
- Структурно-семантические
связи между посессивными предложениямси // Языковое пространство
личности: Функционально-семантический и когнитивный аспекты. М.; Тверь,
2003. С. 80—83. (Соавтор
Р.Г. Гайнуллина)
- Понятие vs. концепт
// Тверской лингвистический меридиан. Вып. 4. Тверь, 2003. С. 3—10.
(Соавтор А.А. Сусов)
- Введение в языкознание. М,, 2006. 379 с.
- История языкознания. М., 2006. 295 с.
- Лингвистическая прагматика. М., 2006. 200
с.
- Размышления о концептах // Вiсник
Хвркiвського нацiонального унiверситету м. В.Н. Каразiна. № 726.
Харкiв, 2006. С. 14--20. Соавтор А.А. Сусов.
- Принцип Кооперации vs. Теория
Релевантности // Матерiали мiжнародноi науковоi конференwii
"Когнiтивно-прагматичнi дослiдження мов професiйного спiлкування".
Харкiв, 2006. С. 3--4.
- Прагматика и Теория Релевантност Тверской
лингвистический меридиан. Вып. 6. Тверь, 2006. С. 3--15.
Газетные публикации
Будет ли в
Твери Ахматовская улица?
В Верхневолжье ни
арийцы, ни византийцы не обитали
Я читаю в
Интернете и журналы, и газеты
Река Ра -- Итиль -- Волга
Русский город с нерусским именем
Имена земель и "русский вопрос"
Колледж коммуникативных наук
По Сеньке и шапка
Лит.:
- Helbig, Gerhard. Rezenson zu: I.P. Susov. Die semantische Struktur des Satzes
(Семантическая структура предложения). Tula 1973, 142 S. // Deutsch als
Fremdsprache. Leipzig, 1977. Heft 1. S. 55--58.
- Эйхбаум Г.Н.,
Чахоян Л.П., Богданов В.В. Вместо послесловия // Языковое общение:
Единицы и регулятивы. Калинин, 1977.
- Общее языкознание:
лингвистическая семантика и прагматика // Наука Тверского края. Тверь,
1994.
- Лингвистический
вестник. Вып. 4. К 75-летию профессора Ивана Павловича Сусова. Ижевск,
2002.
- Ars Linguistica: Межвуз. сб. науч. тр. К 75-летию профессора
Ивана Павловича Сусова. Москва; Тверь, 2002.
______________________________________________________________________________________________________________________Стартовая страница
Содержание
сайта
Список
опубликованных трудов
Книги, вышедшие под редакцией ИПС