Из трудов Ивана Павловича Сусова

Список основных публикаций

Статьи, тезисы, книги, диссертации, программы

  1. Выделение функциональных интонационных единиц в современном немецком языке // Тезисы докладов межвузовской конференции "Синтаксис и интонация" (27--31 марта 1962 г.). М., 1962. С. 2829.
  2. Выделение функциональных интонационных единиц в современном немецком языке // Уч. зап. ОГПИ. Т. XVII.  Фак. ин. языков. Вып. II. Орел, 1963. С. 41—54.
  3. Методика преподавания иностранных языков и психолингвистика // Вопросы перестройки преподавания иностранных языков в школе и вузе. Воронеж, 1963. С. 37—44.
  4. Общие принципы фонологического описания языка // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Воронеж, 1964. С. 11—17.
  5. К вопросу о выделении базисных структур в немецком языке // Тезисы докладов III научно-методической конференции факультета романо-германской филологии (ВГУ). Воронеж, 1964. С. 34.
  6. Проблема двуязычия в генетическом и онтологическом аспектах (к постановке вопроса о специфике мышления на иностранном языке) //  Республиканская конференция по вопросам языкознания и методики преподавания иностранных языков. Алма-Ата, 1964. С.  6768.
  7. Перевод как средство преодоления межъязыковой интерференции // Конференция по вопросам теории и методики преподавания перевода. М., 1964. С. 4244.
  8. Задачи, структура и содержание курса теоретической фонетики //  Научно-методическая конференция по вопросам методики преподавания иностранных языков в вузах и школах. Бельцы, 1965. С. 144146.
  9. Конфигурационные подклассы немецких глаголов // Материалы отчетной научной конференции за 1964--1965 гг. (фак. РГФ). Воронеж, 1965. С. 2425.
  10. Конфигурации с главным и зависимым ядром (на материале современного немецкого языка) // Сб. сообщений на научной конференции факультета романо-германской филологии и методического объединения преподавателей иностранных языков вузов ЦЧЭР. Воронеж, 1965. С. 6467.
  11. О спецкурсе "Методы лингвистического анализа" // Сб. сообщений на научной конференции факультета романо-германской филологии и методического объединения преподавателей иностранных языков вузов ЦЧЭР. Воронеж, 1965. С. 119122.
  12. К вопросу о принципах обучения иностранным языкам  // Сб. сообщений на научной конференции факультета романо-германской филологии и методического объединения преподавателей иностранных языков вузов ЦЧЭР. Воронеж, 1965. С. 8385. (Соавтор С.С. Беркнер)
  13. Вопросы типологии конфигураций немецкого языка // Межвузовская конференция по проблемам современных германских языков. Тезисы докладов. Рига, 1967. С. 136137.
  14. О понятии коннотации в конфигурационном синтаксисе // Проблемы обучения иностранным языкам. Владимир, 1969. С. 159—168.
  15. Одноместные конфигурации в немецком языке // Лингвистические исследования. Тула, 1969. С. 115—139.
  16. Глагольные конфигурации с финитным ядром в современном немецком языке: Дисс. ...  канд. филол. наук. Л., 1969. 295 с.
  17. Глагольные конфигурации с финитным ядром в современном немецком языке: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Л. 1969.  17 с.
  18. Финитные конструкции немецкого языка, выражающие двухместные синтаксические отношения // Проблемы немецкого языкознания и методики преподавания немецкого языка. Тула, 1970. С. 144—163.
  19. Трёхместные финитные конфигурации в немецком языке // Проблемы немецкого языкознания и методики преподавания немецкого языка. Тула, 1970. С. 164—172.
  20. О границах сказуемого // Тезисы VII межвузовской научной конференции по романо-германскому языкознанию. Секция Вопросы синтаксиса простого предложения. Пятигорск, 1970. С. 6668.
  21. О двух концепциях парадигматического анализа в синтаксисе // Sintagmatika, paradigmatika. Рига, 1970. С. 169173.
  22. К взаимоотношению синтаксиса и семантики // Вопросы английской и французской филологии. Тула, 1971. С. 3—24.
  23. О неправомерности противопоставления синтаксиса и семантики // Вопросы семантики. Дискуссия на расширенном заседании Филологической секции Ученого Совета Института востоковыедения. М., 1971. С. 187189.
  24. К оценке конвенционалистской концепции реальности языковых единиц // ВЯ. 1971. № 4. С. 6672.
  25. Аспекты предложения как уровни его семантической структуры // Теоретические проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков. Л., 1971. С. 1213.
  26. Падеж и реляционность (к постановке вопроса о сущности категории падежа) // Locijuma kategorija valodas struktura un sistema. Riga, 1971. C. 132134.
  27. Гносеологический и онтологический анализ языкового значения // Исследования по немецкой филологии. Тула, 1972. С. 57—82.
  28. О некоторых аналогиях между объектами фразеологии и синтаксиса // Проблемы устойчивости и вариантности фразеологических единиц. Тула, 1972. С. 117—120.
  29. Про межi присудка в нiмецькому реченнi // Iноземна фiлологiя. Вип. 27. Львiв, 1972. С. 50—54.
  30. Ситуация как означаемое предложения на реляционном уровне // Вопросы английской и французской филологии. Тула, 1972. С. 25—48.
  31. Взаимодействие языковых средств при синтезе высказывания // Теория и практика лингвистическоо описания разговорной речи. Горький,  1972.  С. 232235.
  32. Семантическая структура предложения. (На материале простого предложения в современном немецком языке). Тула, 1973. 141 с.
  33. Конвенционалистская концепция реальности языковых единиц // Общее языкознание: Методы лингвистических исследований. М., 1973. С. 301—307.
  34. Семантическая структура предложения (На материале современного немецкого языка): Дисс. ... доктора филол. наук. Тула, 1973. 418 с.
  35. Семантическая структура предложения (На материале современного немецкого языка): Автореф. дисс. ... доктора филол. наук. Л., 1973. 34 с.
  36. Уровни семантической структуры предложения // Всесоюзная научная конференция по теоретическим вопросам языкознания. Тезисы докладов секционных заседаний. М., 1974. С. 116117.
  37. Глубинные аспекты семантики предложения // Проблемы семантики. М., 1974. С. 5865.
  38. Формальные и семантические аспекты предложения // Теоретические проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков. Л, 1975. С. 61—68.
  39. Предложение как  объект лингвистической  семантики //  Проблемы синтаксической семантики. М., 1976. С. 244245.
  40. Konventionalistisches Konzipieren der Realität sprachlicher Einheiten // Allgemeine Sprachwissenschaft. Bd. III: Methoden sprachwissenschaftlicher Forschung. Berlin, 1976. S. 243—248.
  41. О предмете типологической лингвистики // Тезисы дискуссии "типология как раздел языкознания". М., 1976. С. 160162.
  42. Введение в языкознание. Тверь, 1977. 60 с.
  43. Общее языкознаниме. Материалы для семинарских занятий со студентами филологических специальностей. Калинин, 1977. 21 с.
  44. История, теория и методология языкознания. Методические рекомендации для аспирантов и соискателей, специализирующихся в областии русского, германских и романских языков. Калинин, 1977. 13 с.
  45. Предложение как лингвосемиотический феномен // Сб. науч. тр. МГПИИЯ. Вып. 112. М., 1977. С. 97—108.
  46. Семантические функции основных лингвосемиотических объектов // Предложение и текст в семантическом аспекте. Калинин, 1978. С. 122—138.
  47. О двух путях исследования содержания текста // Значение и смысл речевых образований. Калинин, 1979. С. 90103.
  48. Предисловие // Значение и смысл речевых образований. Калинин, 1979. С. 34.
  49. Семантика и прагматика предложения. Калинин, 1980. 51 с.
  50. Предложение и действительность // Коммуникативно-прагматические и семантические функции речевых единств. Калинин, 1980. С. 11—24.
  51. Программа курса "Основные направления и проблемы современного языкознания". Калинин, 1980. 22 с.
  52. Предикат и предикация // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981. С. 93—100.
  53. Предисловие редактора // Семантика ит прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981. С. 34.
  54. Типология языков и контрастивная лингвистика // Республиканская научная конференция. Вопросы сравнительной типологии (германские, романские, русский, тюркские языки). Ташкент, 1981. С. 5960. (Соавтор В.И. Юганов)
  55. Уровни языковой системы и лингвистическая семантика // Синтаксическая семантика и прагматика. Калинин, 1982. С. 3—11.
  56. К предмету прагмалингвистики // Содержательные аспекты предложения и текста. Калинин, 1983. С. 3—15.
  57. Коммуникативно-прагматическая лингвистика и ее единицы // Прагматика и семантика синтаксических единиц. Калинин, 1984. С. 3—12.
  58. Проблемы языкового общения, его единиц и правил // Всесоюзная научная конференция "Коммуникативные единицы языка". М., 1984. С. 113116.
  59. Сопоставительная лингвистика или сравнительная типология? // III Всесоюзная конференция по теоретическим вопросам языкознания "Типы языковых общностей и методы их изучения". М., 1984. С. 138139.
  60. Языковое общение и лингвистика // Прагматические и семантические аспекты синтаксиса. Калинин, 1985.  С. 3—12.
  61. О ролевой интерпретации пропозитивных актантов // Типология конструкций с предикатными актантами. Л., 1985. С. 5355.
  62. Проблема семантических категорий в синтаксисе // Семантические категории языка и методы их изучения. Уфа, 1985. С. 67.
  63. Прагмалингвистика и обучение языку // Рабочие материалы Всесоюзной научной конференции "Функциональное описание языка в целях преподавания". М, 1985. С. 137138.
  64. Программа курса "Основные направления и проблемы современного языкознания". Для слушателей ФПК преподавателей вузов. Калинин, 1985. 20 с.
  65. Основные направления и проблемы современного языкознания // Учебный план и программы по специальности "Русский язык". Калинин, 1985. С. 1719.
  66. Прагматическая структура высказывания // Языковое общение и его единицы. Калинин, 1986. С. 7—11.
  67. Функциональный подход в языкознании и прагмалингвистика // Функционально-типологические проблемы грамматики. Часть 2. Вологда, 1986. С. 132133.
  68. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10.02.19 -- общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика.  Утв. коллегией ВАК СССР 10 декабря 1986 г. М., 1986. 26 с. (Соавторы  В.Д.  Бондалетов,  В.В. Касевич).
  69. Лингвистика между двумя берегами // Языковое общение: Единицы и регулятивы. Калинин, 1987. С. 9—14.
  70. Программа курса "Общее языкознание" для государственных университетов. М., 1987. 15 с.
  71. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система // Языковое общение: Процессы и единицы. Калинин, 1988. С. 7—13.
  72. Лингвистика на подступах к языковому сознанию // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации: Языковое сознание. М., 1988. С. 173174.
  73. К понятию семантической вариативности // Всесоюзная конференция "Проблемы вариативности в германских языках". М., 1988. С. 4446.
  74. Побудительность: деятельностьно-коммуникативное и функционально-семантическое представление // Императив в разноструктурных языках. Л., 1988. С. 125127.
  75. Деятельностно-коммуникативные модели языка в обучении русскому языку как иностранному // Семантика в преподавании русского языка как иностранного. Вып. 2. Харьков, 1988. С. 11.
  76. Языковая номинация в свете представления о языке как кодирующей системе // Актуальные проблемы языковой номинации. Саратов, 1988. С. 1415.
  77. Деятельностно-коммуникативный принцип в теории языка и обучении языку // Республиканская научно-методическая конференция "Актуальные вопросы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков в вузе". Самарканд, 1988. С. 152.
  78. Человеческий фактор и лингвистика // Зональный семинар-совещание преподавателей иностранных языков Средней Азии и Казахстана "Совершенствование обучения иностранным языкам в условиях перестройки высшей школы". Часть 2. Душанбе, 1988. С. 234.
  79. Кодирование в структурах дискурса когнитивных структур как деривационный процесс // Деривация в речевой деятельности (общие вопросы, текст, семантика). Пермь, 1988. С. 2930.
  80. Личность как субъект языкового общения // Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989. С. 9—16.
  81. Культурно-историческая обусловленность прагматических принципов и конвенций общения // Язык и история: Проблемы лингвокультурной традиции. М., 1989. С. 54.
  82. Введение в языкознание. Методические рекомендации студентам I курса филологического факультета и факультета романо-германской филологии по подготовке к экзамену (зачету). Калинин, 1989. 21 с.
  83. Говорящая личность в лингвосоциальном и лингвопрагматическом пространствах // Социальная стратификация языка. Пятигорск, 1989. С. 5759.
  84. Семиотика и лингвистическая прагматика // Язык, личность и дискурс. Тверь, 1990. С. 125—133.
  85. Прагматика как теория корреляций между языковыми структурами и контекстом социального взаимодействия и общения // Тезисы конференции "Функциональные и семантические корреляции языковых единиц". Киев, 1990. С. 178179.
  86. Языковое общение как этнокультурный феномен // Совещание-семинар "Этнопсихолингвистические аспекты речевого общения". Самарканд, 1990. С. 7071.
  87. Прагматика дискурса и этнолингвистические проблемы // Прагматика этноспецифического дискурса. Бэлць, 1990. С. 2—5.
  88. Переводчик в коммуникативно-прагматическом пространстве // Лексика. Лексикография. Научно-технический перевод. Орел, 1990. С. 134136.
  89. Пропозиция как универсальная семантическая единица // Семантика языка и речи. Уфа, 1990. С. 68—69.
  90. Социально-интерактивная и лингвопрагматическая компетенция // Формирование коммуникативной компетенции на русском языке у иностранных учащихся. Львов, 1990. С. 45.
  91. О правомочности выделения самостоятельного семантического уровня языковой системы // Семантика языковых единиц разных уровней (на материале романо-германских языков). Ижевск, 1990. С. 104105.
  92. Грамматические категории предложения и текста // Категории грамматики в их системных связях (в теоретическом и лингводидактическом аспректах). Вологда, 1991. С. 9697.
  93. Два пути развития коммуникативной лингвистики // Общие проблемы функционально-коммуникативной лингвистики. т. 1. Минск, 1992. С. 3234.
  94. Введение в языкознание. Тематика и примерные планы лекций и практикумов. Тверь, 1992. 24 с.
  95. Общее языкознание. Рабочая программа и методические указания. Тверь, 1992. 32 с.
  96. От предложения к дискурсу // Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников госбюджетных и хоздоговорных тем. 1993 г. Тверь, 1993. С. 154157.
  97. Общелингвистические дисциплины в профессиональной подготовке студента-языковеда // Язык как учебный предмет. Обучение языку в формировании личности дошкольника. М., 1993. С. 3738.
  98. Академические степени -- со студенческой скамьи // Проблемы совершенствования содержания и методики обучения. Тверь, 1994. С. 2123.
  99. Прагматика как один из векторов развития новейшей лингвистики //Лингвистика на исходе ХХ века: итоги и перспективы. Т. II, М., 1995. С. 487488.
  100. Коммуникативно-когнитивная модель языковой системы // Уч. зап. ТвГУ. Т. 2. Тверь, 1996. С. 9495.
  101. Общее языкознание. Тверь, 1997. Ч. 1. Изучение проблем языка в древнем мире, средневековье и 16--18 вв. 99 с.
  102. Общее языкознание. Ч. 2. Европейское и американское языкознание 19--20 вв. Тверь, 1997. 115 с.
  103. Введение в языкознание. Программа дисциплины для студентов лингвистических и филологических направлений. Тверь, 1997. 60 с.
  104. Космические мотивы в науке о языке и в философии языка // Тверской лингвистический меридиан. Вып. 1. Тверь, 1998. С. 99111.
  105. Введение в теорию языкознания. Программно-справочное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Лингвистика и межкультурная коммуникация". Тверь, 1998. 80 с.
  106. Интеграционный этап в развитии лингвистической теории // Материалы Первой международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. 26-30 мая 1998 г. Часть 1. Тамбов, 1998. С. .
  107. О лингвистике и лингвистах на 36-м меридиане восточнее Гринвича: Вместо предисловия // Тверской лингвистический меридиан. Вып. 1. Тверь, 1998.  
  108. История языкознания: Электронный учебник. Тверь, 1999.
  109. История языкознания: Уч. пособие для студентов старших курсов и аспирантов. Тверь, 1999. 191 с.
  110. Несколько слов о фонетике на исходе 20 века // Тверской лингвистический меридиан. Вып. 2. Тверь, 1999 С. 117128..
  111. Вариации на фонетическую тему // Лингвистический вестник. Вып. 1. Ижевск, 1999.
  112. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник. Тверь, 1999.
  113. Коммуникативно-когнитивная лингвистика и разговорный дискурс // Лингвистический вестник. Ижевск, 1999. (Соавтор С.А. Аристов)
  114. Формальный vs. функциональный подходы к языку // Лингвистический вестник. Вып. 2. Ижевск, 2000. С. 319.
  115. Язык как программа, управляющая коммуникативным поведением // Актуальные проблемы коммуникативной грамматики: Тез. докладов Всероссийск. науч. конф. 1-4 марта 2000 г. Тула, 2000. С. 113115.
  116. Грамматика говорящего // Актуальные проблемы коммуникативной грамматики. Тула, 2000. С. 130—138.
  117. Введение в специальность: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  118. Фонетика: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  119. Морфология: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  120. Синтаксис: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  121. Семантика: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  122. Дискурс: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  123. Лексикография: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  124. Основы прикладной лингвистики: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  125. Формальные модели в лингвистике: Программа для ОТИПЛ. 20000.
  126. Автоматическая обработка естественного языка: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  127. Сравнительно-историческое языкознание: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  128. Лингвистическая типология и языковые ареалы: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  129. История лингвистической науки: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  130. Семиотика: Программа для ОТИПЛ. 2000.
  131. Теория межкультурной коммуникации vs. этносоциолингвистика // Лингвистический вестник. Вып. 3. Ижевск, 2001. С. 3--12. (Соавтор А.А. Сусов)
  132. Моделирование семантической структуры посессивных предложений // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Ижевск, 2002. С. 59—70. (Соавтор Р.Г. Гайнуллина)
  133. Статические посессивные предложения // Ars Linguistica. Москва; Тверь, 2002. С. 3—23. (Соавтор Р.Г. Гайнуллина)
  134. История науки о языке. Тверь, 2003. 315 с.
  135. Структурно-семантические связи между посессивными предложениямси // Языковое пространство личности: Функционально-семантический и когнитивный аспекты. М.; Тверь, 2003. С. 8083. (Соавтор Р.Г. Гайнуллина)
  136. Понятие vs. концепт // Тверской лингвистический меридиан. Вып. 4. Тверь, 2003. С. 3—10. (Соавтор А.А. Сусов)
  137. Введение в языкознание. М,, 2006. 379 с.
  138. История языкознания. М., 2006. 295 с.
  139. Лингвистическая прагматика. М., 2006. 200 с.
  140. Размышления о концептах // Вiсник Хвркiвського нацiонального унiверситету м. В.Н. Каразiна. № 726. Харкiв, 2006. С. 14--20. Соавтор А.А. Сусов.
  141. Принцип Кооперации vs. Теория Релевантности // Матерiали мiжнародноi науковоi конференwii "Когнiтивно-прагматичнi дослiдження мов професiйного спiлкування". Харкiв, 2006. С. 3--4.
  142. Прагматика и Теория Релевантност Тверской лингвистический меридиан. Вып. 6. Тверь, 2006. С. 3--15.




Газетные публикации
  • Будет ли в Твери Ахматовская улица?
  • В Верхневолжье ни арийцы, ни византийцы не обитали
  • Я читаю в Интернете и журналы, и газеты
  • Река Ра -- Итиль -- Волга
  • Русский город с нерусским именем
  • Имена земель и "русский вопрос"
  • Колледж коммуникативных наук
  • По Сеньке и шапка

    Лит.:
  • ______________________________________________________________________________________________________________________Стартовая страница
    Содержание сайта
    Список опубликованных трудов
    Книги, вышедшие под редакцией ИПС