Профессор Иван Павлович Сусов

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРАГМАТИКА

 

Для студентов, магистрантов и аспирантов (докторантов)

 

 

Ó И. П. Сусов, 2006

 

 

 

Внукам Максиму, Антону, Наталии

  <>Правнуку Марку

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА

  <>
Слово к читателю

b   Глава 1. Семиотические истоки прагматики (Вступительные замечания. Интерпретанта Ч.С. Пирса. Трёхчастная модель Ч.У. Морриса. Логико-семиотическая модель Р. Карнапа. Сематология К. Бюлера. Литература к теме 1)

c   Глава 2. Философия языка, лингвистика и прагматика (Прагматика в философии языка. Прагматический поворот в лингвистике. Роль деятельностного принципа в развитии прагматики. Роль фактора значения в развитии прагматики. Предмет прагматики: С. Левинсон. Предмет прагматики: Дж. Лич. Предмет прагматики: В.В. Богданов. Предмет прагматики: Н.Д. Арутюнова. О статусе прагматики в кругу наук. Литература к теме 2)

d   Глава 3. Языковое общение как форма деятельности (Деятельностный принцип в современной науке. Деятельность и её структурные компоненты. Языковое общение. Принципы, регулирующие языковое общение. Информация и коммуникационные системы. Функциональная модель языка. Итоговые замечания. Литература к теме 3)

e   Глава 4. Прагматическое пространство Говорящего (Говорящий как носитель коммуникативной силы. Коммуникативные установки Говорящего. Установка Говорящего на самого себя. Установка Говорящего на Адресата. Дейксис. Особенности текстового общения. Литература к теме 4)

f   Глава 5.  Перформативы (Констативы и перформативы. Перформативы как элементарные языковые действия. Индикаторы перформативности. Перформативная гипотеза в порождающей семантике. Трудности разграничения констативов и перформативов. Литература к теме 5)

g   Глава 6. Речевые акты в стандартной теории (Речевой акт в понимании Дж.Л. Остина. Дж.Р. Сёрл о структуре речевого акта. Условия успешности речевых действий. Классификация речевых актов по Дж.Л. Остину. Таксономия речевых актов по Дж.Р. Сёрлу. Литература к теме 6)

h   Глава 7. Другие опыты классификации речевых актов (Классификация Д. Вундерлиха. Классификация Г.Г. Почепцова. Классификация Дж. Н. Лича. Классификация К. Баха. Классификация В.В. Богданова. Литература к теме 7)

i   Глава 8. Теория импликатуры (К единству коммуникативного и когнитивного подходов. Развитие Г.П. Грайсом теории значения Говорящего.  Принцип Кооперации и его постулаты. Понятие импликатуры. Максимы Принципа Кооперации в диалоге. Споры вокруг импликатуры. Коммуникативные постулаты Д. Гордона и Дж. Лакоффа. Литература к теме 8)

j   Глава 9. Некоторые приложения Теории импликатуры (Буквальность и небуквальность иллокутивных актов. Интерпретация непрямого речевого акта. Условия успешности косвенного речевого акта. Метафора как объект прагматического анализа. Сущность метафоры. Интерпретация метафорического высказывания. Ироническое высказывание. Литература к теме 9)

k   Глава 10. Теория Релевантности (Исходные положения Теории Релевантности. Релевантность и познание. Релевантность и коммуникация. Релевантность и понимание. Релевантность и ментальная архитектура. Литература к теме 10)

l   Глава 11. Принцип Вежливости (Категория уважительности — неуважительности. Принцип Вежливости и его максимы. Скалярность выражения вежливости. Взаимодействие основных прагматических принципов. Максимы Великодушия, Одобрения, Скромности и др. Итоговые замечания. Литература к теме 11)

m   Глава 12. Речевое взаимодействие (Вступительные замечания. Теория разговорной речи. Конверсационный анализ (≈ анализ разговора). Процедура анализа разговорного события. Личность в разговорном дискурсе. Итоговые замечания. Литература к теме 12)

n   Глоссарий

 

 

CЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

 

Уважаемый читатель! Рад приветствовать Вас, взявшего в руки эту книгу, которая посвящена основам лингвистической прагматики — одной из относительно молодых дисциплин, сформировавшейся в 1960-х — 1970-х годах в результате пробуждения широкого интереса к использованию языка в общении.

Принципы, которые утвердились в прагматике при обращении к понятиям деятельности, её субъекта, целей и результатов, условий успешности языковой коммуникации, правил и стратегий общения, прагматического значения, обусловленности выбора знаковых средств конкретной спецификой данного коммуникативного события и этносоциокультурным контекстом, сегодня чрезвычайно актуальны. Прагматика (вместе с социолингвистикой, психолингвистикой, когнитивной лингвистикой, теорией искусственного интеллекта) стала эффективным инструментом постижения природы и сущности языка, в особенности его смысловой стороны, и решения многих прикладных задач. Совершенно не случайно к прагматике языкового общения широко обращаются не только философы, логики и лингвисты, но и литературоведы, журналисты, социологи, политтехнологи, психотерапевты, юристы, представители торгового бизнеса и др.

Прагматика включает в себя тесно связанные друг с другом Теорию речевых актов, Теорию прагматического значения и Теорию коммуникативного взаимодействия. Мною и моими учениками (начиная с 1976—1978 гг.) идеи прагматического анализа (особенно в первой и третьей областях) были реализованы в большом ряде работ, в том числе кандидатских и докторских диссертаций. Идейный багаж Тверской семантико-прагматической научной школы, во многом использованный в этой книге, создавали И.Н. Аксёнова, Н.П. Анисимова, С.А. Аристов, Ю.В. Артемьева, Е.В. Астапенко, О.Д. Белецкая, А.А. Богатырёв, Ю.Н. Варзонин, Л.Г. Васильев, Р.Г. Гайнуллина, О.И. Герасимова, А.С. Горлина, В.С. Григорьева, И.В. Дорофеева, Г.Л. Другова, Т.А. Жалагина, В.И. Иванова (Сергеева), В.А. Калмыков, Л.И. Кислякова, Н.А. Комина, С.В. Крестинский, Н.К. Кънева, М.Л. Макаров, А.С. Недобух, С.А. Недобух, Л.В. Никифорова, Г.П. Пальчун, А.А. Пушкин, К.Л. Розова, А.А. Романов, Л.П. Рыжова, Л.В. Солодушникова, С.А. Сухих, В.И. Троянов, А.З. Фефилова, Р.В. Шиленко, Р.Г. Шишкина, В.И. Юганов. Особо стоит отметить плодотворное творческое содружество с В.В. Богдановым, Г.Г. Почепцовым и его сыновьями, В.В. Лазаревым, Ш. Сафаровым, Д.Г. Богушевичем, В.И. Банару, Л.П. Чахоян, И.А. Стерниным.

Представлявшиеся от имени нашего коллектива доклады, статьи, научные сборники, книги, диссертации, часто проводимые нами проблемные мини-конференции, наши групповые выезды на конференции в другие научные центры, мои лекции в качестве “гастпрофессора” во многих вузах привлекали в то время всё более широкое внимание к проблемам лингвистической прагматики.

В настоящее время прагматика преподаётся во многих университетах США, Англии, Германии, Франции. В университетах же России она представлена сейчас скромнее, чем 15—20 лет назад. Между тем сейчас потребность в преподавании этой дисциплины в условиях наших сложных социальных и межкультурных отношений исключительно велика. Можно надеяться, что книга найдёт многих читателей, хотя она рассчитана прежде всего на лингвистов.

 

Профессор И.П. Сусов (susov@yandex.ru, ivan_susov@mail.ru)                              

Тверь, май 2006 г.

 

Книга должна выйти в московском издательстве «Восток – Запад».