Дисциплины, изучающие звуковую сторону языка
Содержание модуля 2. Основы общей фонетики и фонологии
Рекомендумеые учебники и учебные
пособия
к модулю 2:
Ю.С. Маслов. Введение в языкознание. Любое издание. Гл. 2; гл. 5.3.
В.Б. Касевич. Элементы общей лингвистики. М., 1977. С. 33--51.
А.А. Реформатский. Введение в языковедение. Любое изд. Гл. 3 (читать
критически).
Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. Основы общей фонетики.
СПб., 1991.
Л.В. Бондарко. Фонетика современного русского языка. СПб., 1998.
С.В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова. Общая фонетика; М., 2001.
Отд. главы.
___________________________________________________________________________________________________
Оглавление
учебника
К
модулю 1
К
следующей теме
Язык представляет собой многокомпонентную систему, которая, с одной
стороны,
обеспечивает процессы порождения высказываний говорящим, а с другой
стороны,
процессы восприятия и понимания этих высказываний слушающим.
Деятельность говорящего предполагает
воплощение в высказываниях, адресованных слушателю, своих знаний,
мыслей,
оценок. Функционирование языковой системы в этих актах начинается с
обработки
информации, подлежащей передаче, в семантическом и прагматическом
компонентах,
и завершается теми операциями, которые происходят в фонологическом
компоненте.
Деятельность слушающего заключается
в извлечении из воспринятых высказываний передаваемой информации. И
языковая
система в этом случае начинает обработку высказываний в фонологическом
компоненте, результаты работы которого передаются другим компонентам
системы.
Завершается же процесс интерпретации высказываний благодаря операциям в
семантическом и прагматическом компонентах (см. 1_08).
Процессы передачи и приёма
вербальных
сообщений оказываются возможными именно благодаря тому, что
естественный
человеческий язык располагает звуковыми средствами, образующими в
совокупности
фонологический компонент. Этот компонент имеет сложную структуру,
объединяя
в себе звуковые средства, оформляющие материальную сторону морфем, слов
и их словоформ, а также словосочетаний, простых и сложных предложений,
сложных языковых объектов типа текстов или дискурсов.
Структуру фонологического компонента
языковой системы и особенности его функционирования в процессах
коммуникации
изучает фонетика. Термин фонетика унаследован от так
называемого
"традиционного" языкознания. Как самостоятельная дисциплина, фонетика
выделилась
в конце 19 в., хотя изучение звуковой стороны языка и её элементов
уходит
в далёкое прошлое. Высокого уровня фонетические знания достигали уже в
древней Индии, в древней Греции, а в средневековую пору у арабов.
Предметом фонетики считаются прежде
всего отдельные звуки языка, а при более широком подходе все звуковые
явления
языка (включая тоны, словесное ударение, фразовую интонацию), служащие
кодированию той смысловой информации, которая должна быть передана
говорящим
своему адресату. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие
звуковых
сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и
средств,
обеспечивающих кодирование и декодирование переносимой в звуковых
сигналах
лингвистически существенной информации.
В настоящее время часто говорят не
просто о фонетике, а о фонетических науках, имея в виду совокупность
дисциплин,
каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковую
сторону
языка.
И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929)
различал антропофонику и психофонетику. Первая, по его мнению, должна
иметь
дело со звуками человеческой речи как физическими явлениями, второй
предстоит
заниматься звуками как психическими явлениями. Для него фонема являлась
психической сущностью, а звуки он рассматривал как более или менее
точные
её реализации.
Разграничение фонетики как
естественной
науки и фонологии как науки гуманитарной, социальной, предпринятое Н.С.
Трубецким (1890—1938), который исходил из разграничения Ф. де Соссюром
(1857—1913) речи и языка, по сути дела, является развитием бодуэновской
идеи в русле структурализма, предполагая депсихологизацию понятия
фонемы.
В структурном языкознании к ведению
фонетики обычно относят изучение звуковой субстанции, а к ведению
фонологии — исследование тех отношений, которые связывают звуковые
единицы
между собой в данном языке, формируя его фонологическую систему. Эти
отношения
оказываются как бы дематериализованы. Фонетика при таком подходе часто
выводится за пределы языкознания.
В отечественном языкознании и
особенно
в школе Л.В. Щербы (1880—1944) принято считать, что фонология
неразрывно
связана с фонетикой и входит в неё как изучение звуковых явлений языка
с точки зрения собственно лингвистической, т.е. функциональной (или
структурно-функциональной).
Отношения между фонологическими единицами квалифицируются как отношения
между материальными объектами. Но тем не менее в целом и в этой школе
не
снимается противопоставление в рамках фонетики в широком понимании
фонологии
и фонетики в узком смысле и фонологии.
Фонология имеет дело с функциональными звуковыми единицами,
принадлежащими
звуковому стратуму языка. Эти единицы (как линейные, или сегментные,
следующие
в речевой цепи друг за другом, так и надлинейные, суперсегментные,
просодические,
которые накладываются на цепочки звуковых сегментов, составляющих
материальную
сторону морфем, слов, синтаксических объектов) обслуживают
трансляционный
стратум с его правилами словаря и грамматическими правилами. Они
выступают в качестве строительных (конститутивных) и различительных
элементов
в плане выражения знаковых единиц, а со смысловым
(семантико-прагматическим)
стратумом связаны лишь опосредованно.
Базовой фонологической единицей
является
фонема (в неслоговых языках). И одной из первых задач фонологии
является установление состава фонем данного языка, выявление принципов
их организации в систему, их парадигматических отношений и их
синтагматических
отношений, т.е. отношений между собой в речевой цепи.
Для решения этих задач общая
фонология
вырабатывает набор методических процедур и приёмов анализа, которые
затем
в основном используются также в анализе как слогов / силлабем,
так
и суперсегментных единиц (просодем), т.е. для установления
системы
слогов в тех языках, где слог выступает в качестве конститутивной
фонологической
единицы, для выявления системы смыслоразличительных тонов (тонем),
системы
акцентных структур, системы интонационных контуров (интонем).
Фонетика в узом смысле рассматривает эти звуковые средства в таких
аспектах,
как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс
перцептивный).
Иногда её членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство
звука,
фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и
фонетику
аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.
Единство двух подходов к изучению
звуковых средств языка — фонологического (функционального) и
узкофонетического
(материального, субстанциального) — вытекает из того, что звуковые
явления
сами по себе, без определённого их использования в данном языке, вне их
связи с оформлением, отождествлением и различением языковых знаков, не
представляют существенного интереса для лингвиста, а каждая из
функциональных
звуковых единиц имеет свои материальные корреляты а) в артикуляционных
работах, б) в акустических свойствах речевых сигналов и в) в
особенностях
её восприятия человеческим органом слуха.
Принято далее, различать:
Фонология может члениться на линейную (сегментную),
имеющую
дело с такими следующими друг за другом в речи единицами, как фонема и
слог, и нелинейную (надлинейную, суперсегментную, супрасегментную),
которая занимается просодическими средствами (тон, слоговой акцент,
ударение,
интонация). Иногда в рамках фонологии как функциональной фонетики
соответственно противопоставляют фонематику (или фонемику) и просодику
(или просодемику).
При более тщательном подходе,
учитывая,
что к линейным единицам относится не только фонема, но и слог, в
сегментной
фонологии следует различать учение о фонеме (фонемику) и учение
о слоге (сииллабемику).
Фонема в языках неслогового строя
(таких, например, как русский, немецкий, английский, латинский,
санскрит)
выступает в качестве кратчайшей функциональной единицы в составе
означающего
(экспонента) морфемы или слова. В языках же нефонемного строя (как,
например,
в китайском, бирманском, вьетнамском) аналогичную роль играет слог. Как
конститутивную фонологическую единицу, его именуют силлабемой (или
слогофонемой).
В суперсегментной фонологии могут быть разграничены тонология,
акцентология
и интонология — дисциплины, имеющие своими объектами такие
просодические
явления, как тон, словесное ударение и синтаксическая интонация.
Следует отметить, что если в первой
и особенно во второй трети 20 в. интерес языковедов сосредоточивался
преимущественно
на проблемах сегментной фонологии, то в самые последние десятилетия 20
в. резко обострился интерес к суперсегментной фонологии (особенно к
проблемам
интонации). Объясняется это тем, что сегодня в фокусе интереса
оказываются
не столько такие значащие языковые единицы, как слово и морфема, а
такие
конструктивные языковые объекты, как предложение и высказывание
(звучащий
текст). Значительное внимание уделяется проблемам ввода звуковой
информации
в компьютер и компьютерного синтеза звучащей речи.
Место дисциплин
фонетико-фонологического
цикла в научном исследовании и в преподавании языков предопределяется
тем,
что звуковая материя является первичной субстанцией, в которой язык
возник
и существует.
Большинство языков мира не имеют
письменности,
и далеко не всякая система письменности способна фиксировать
особенности
звучащей речи. По этой причине лингвист обращается к специальным
системам
фиксации звуковых явлений (транскрипциям).