Профессор
И.П. Сусов
Введение в теоретическое языкознание
Модуль
1. Язык как объект языкознания
Оглавление
учебника
Вступительная
беседа
Предыдущая
страница
Следующая
страница
Язык и общество
Язык возникает, развивается и существует
как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том,
чтобы
обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить
общение
между членами большого или малого социального коллектива, а также
функционирование
коллективной памяти этого коллектива.
Понятие общества относится к одному
из трудно определимых. Общество — это не просто множество человеческих
индивидов, а система разнообразных отношений между людьми,
принадлежащими
к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным,
этническим,
этнографическим, конфессиональным группам, где каждый индивид занимает
своё определённое место и в силу этого выступает носителем
определённого
общественного статуса, социальных функций и ролей. Индивид как член
общества
может быть идентифицирован на основе большого количества отношений,
которые
его связывают с другими индивидами. Особенности языкового поведения
индивида
и его поведения вообще оказываются в значительной мере обусловлены
социальными
факторами.
Проблема взаимоотношений языка и общества
включает в себя многие аспекты, в том числе и такие, которые входят в
группы:
Социальная сущность
языка:
"Функции языка в обществе",
"Основные направления социальной эволюции языков";
"История языка и история народа".
Варьирование языка в
обществе:
"Функциональные варианты (формы существования) языка",
"Язык и территориальная дифференциация общества
(территориальные
диалекты)",
"Язык и социальная дифференциация общества
(социальные
диалекты)",
"Язык и социальные роли говорящих".
Взаимодействие
языков в многоэтническом обществе:
"Языки и этносы",
"Языковые ситуации",
"Национально-языковая политика",
"Языковые контакты",
"Многоязычие в социологическом аспекте".
Их исследованием
занимаются социолингвистика (социальная
лингвистика), возникшая на стыке языкознания и социологии, а
nакже этнолингвистика,этнография
речи, стилистика, риторика, прагматика, теория
языкового общения,теория
массовой
коммуникации и т.д.
Язык выполняет в обществе следующие
социальные функции:
-
коммуникативная / иформативная (осуществляемые в
актах межличностной
и массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых
/ вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как
участниками
актов языковой коммуникации, коммуникантами),
-
познавательная / когнитивная (обработка и хранение
знаний
в памяти индивида и общества, формирование картины мира),
-
интерпретативная / толковательная (раскрытие
глубинного смысла
воспринятых языковых высказываний / текстов),
-
регулятивная / социативная / интерактивная
(языковое взаимодействие
коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение
своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга,
организация
успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных
постулатов
и принципов),
-
контактоустанавливающая / фатическая (установление
и поддержание
коммуникативного взаимодействия),
-
эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций,
чувств,
настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по
коммуникации
и предмету общения),
-
эстетическая (создание художественных произведений),
-
магическая / "заклинательная" (использование в
религиозном
ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),
-
этнокультурная (объединение в единое целое
представителей
данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного),
-
метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о
фактах самого
языка и речевых актах на нём).История каждого
языка
самым тесным образом связана с историей народа, являющегося его
носителем.
- идентифирующая (есть существенные функциональные
различия между языком племени, языком
народности и языком нации. Язык играет исключительно важную роль в
консолидации
родственных (и не только родственных) племён в народность и в
формировании
нации.
Один и тот же этнос может пользоваться
одновременно двумя или более языками. Так, многие народы Западной
Европы
на протяжении всего Средневековья пользовались как своими разговорными
языками, так и латинским. В Вавилонии наряду с аккадским
(вавилоно-ассирийским)
долгое время использовался шумерский язык. И
напротив, один и тот же язык может
одновременно обслуживать несколько этносов. Так, испанский язык
используется
в Испании, а также (часто одновременно с другими языками) в Чили,
Аргентине, Уругвае, Парагвае, Боливии, Перу, Эквадоре, Колумбии,
Венесуэле,
Панаме, Коста-Рике, Сальвадоре, Гондурасе, Гватемале, Мексике,
Республике
Куба, на Филиппинах, в Республике Экваториальная Гвинея и т.д.
Этнос может утратить свой язык и перейти
на другой язык. Это произошло, например, в Галлии в силу романизации
кельтов.
Описывая взаимоотношения используемых в одном
социальном
коллективе разных вариантов языка или же разных языков, говорят о языковой
ситуации. Языковые
ситуации могут быть однокомпонентными и многокомпонентными,
равновесными и неравновесными. Примером
однокомпонентной языковой
ситуации может служить Исландия. Равновесная
ситуация имеет место в
Бельгии (одинаковый статус французского и нидерландского языков).
Во многих государствах Западной Африки
наблюдаются неравновесные ситуации: местные языки обладают большей
демографической
мощностью, а по коммуникативной мощности они уступают европейским
языкам.
Доминировать может один язык: волоф в Сенегале. В Нигерии доминируют
несколько
языков (хауса, йоруба, игбо). Используемые языки могут обладать разным
престижем (в случае диглоссии). На продуманный анализ и взвешенные
оценки
языковых ситуаций опирается выбор рациональной языковой политики,
проводимой
государством.
Соотнесение разных
языковых систем и разных типов культуры (а также разных способов
категоризации
явлений мира) составляет содержаниеэтнолингвистики.
Многие представители этнолингвистики нередко неправомерно
преувеличивают
роль языка в познании мира (школа Лео Вайсгербера в Германии, гипотеза
языковой относительности, выдвинутая в США Эдвардом Сепиром и
Бенджаменом
Л. Уорфом).
Язык определённым образом отражает
территориальную дифференциацию
народа,
говорящего на нём, выступая в виде множества говоров, и социальную
дифференциацию
общества на классы, слои и группы, существующие между ними различия в
использовании
в целом единого языка, выступая в виде множества вариантов,
разновидностей,
социальных диалектов (социолектов). В языке в виде множества форм
общего
и специализированного характера, таких, как литературный язык,
просторечие,
койне, функциональные стили, подъязыки науки, жаргоны и арго,
отражается
многообразие сфер и сред его применения.
<>На данном языке сказываются появление
своей системы письма и формирование наряду с устно-разговорным письменногоязыка,
изобретение и распространение книгопечатания, газет, журналов, радио,
телеграфа,
телефона, телевидения, Интернета. Поскольку общество в процессе своего
исторического развития беспрерывно изменяется, меняются и функции
обслуживающего
его языка, его социально-функциональная стратификация, взаимоотношения
между территориальными и социальными диалектами, общественый статус
разных
форм существования языка.
>
Ддя теоретического
языкознания немалый интерес представляет проблема взаимоотношения
внутренних
(внутриструктурных) и внешних (прежде всего социальных) факторов
развития
языковой системы. Язык (и прежде всего его словарь) чутко реагирует на
развитие материальной культуры (техника и технология), на достижения
духовной
культуры (мифологическое, философское, художественное, научное
постижение
мира, формирование новых понятий).
-
ЮСМ; ААР.
-
ЛЭС/БЭС (Статьи: Язык и общество. Социолингвистика. Языковая ситуация.
Языковая политика. Этнолингвистика. Сепира-Уорфа гипотеза.
Коммуникация.
Контакты языковые).
-
Для дополнительного чтения: Н.Б. Мечковская. Социальная лингвистика.
М.,
1994.
Приложение,
дающее представление о том, как социолмнгвистику обычно трактуют в
американской
науке (из обзорного доклада фонда ERIC L & L 1994).
Sociolinguistics
Sociolinguistics is the study of language as a social
and
cultural phenomenon. The major divisions within the field of
sociolinguistics
are described below.
Language Variation describes the
relationship
between the use of linguistic forms and factors such as geography,
social
class, ethnic group, age, sex, occupation, function, or style. The
combination
of these various factors results in an individual's idiolect,
that
is, their particular and idiosyncratic manner of speech. When a variety
of language is shared by a group of speakers, it is known as a dialect.
A dialect, whether standard or nonstandard, includes the full range of
elements used to produce speech: pronunciation, grammar, and
interactive
features. In this respect, dialect should be distinguished from accent,
which usually refers only to pronunciation.
All speakers of a language speak a dialect of that
language.
For example, the speech of an Alabaman is quite different from that of
a New Englander, even though the language spoken by both is English.
Further
differentiation is possible by investigating factors such as social
class,
age, sex, and occupation.
Language and Social Interaction. This
is
the province of language and its function in the real world. Three
subfields
of sociolinguistics investigate this relationship.
(1) Pragmatics looks at how context affects
meaning.
As a function of context, the intended meaning of an utterance is often
different from its literal meaning. For example, "I'm expecting a phone
call" can have a variety of meanings. It could be a request to leave
the
phone line free or a reason for not being able to leave the house; or
it
could suggest to a listener who already has background information that
a specific person is about to call to convey good or bad news.
(2) Discourse analysis examines the way in
which
sentences relate in larger linguistic units, such as conversational
exchanges
or written texts. Matters of cohesion (the relationship between
linguistic
forms and propositions) and coherence (the relationship between speech
acts) are also investigated. The links between utterances in sequence
are
important topics of analysis.
(3) Ethnography of communication uses the
tools
of anthropology to study verbal interaction in its social setting. One
example of ethnographic research is the study of doctor-patient
communication.
Such study involves microanalysis of doctor-patient interaction, noting
not only what is said but also pauses between turns, interruptions,
questioning
and response patterns, changes in pitch, and nonverbal aspects of
interaction,
such as eye contact.
Language Attitudes. The attitudes
people
hold toward different language varieties and the people who speak them
are important to sociolinguists. Whereas studies in language and social
interaction investigate actual language interaction, language attitude
studies explore how people react to language interactions and how they
evaluate others based on the language behavior they observe.
Language Planning is the process of
implementing
major decisions regarding which languages should be used on a societal
scale. Language attitude studies are an essential component of language
planning. In the United States, issues such as establishing bilingual
education
programs or whether to declare English the official language are major
language planning decisions.
It is in multilingual nations, however, that language
planning is most significant. Governments must decide which of a
country's
many languages to develop or maintain and which to use for such
functions
as education, government, television, and the press. Corpus
planning
involves the development or simplification of writing systems,
dictionaries,
and grammars for indigenous languages, in addition to the coining of
words
to represent new concepts. In such contexts, language planning is an
important
factor in economic, political, and social development.
Содержание
сайта
Тверской
государственный университет