Тверской государственный университет

Профессор Иван Павлович Сусов
Введение в теоретическое языкознание
Электронный учебник

Вступление

Введение в языкознание - ворота, открывающие
путь к познанию каждого из языков мира
и человеческого языка вообще.

Дисциплина изучается в ТвГУ в течение одного семестра, курс завершается сдачей экзамена.
Для полного усвоения дисциплины обязательно знание следующих источников (особенно умными студентами, претендующими на отличную оценку):

    Ю.С. Маслов. Введение в языкознание. Любое из четырёх изданий.
    И.П. Сусов. Введение в теоретическое языкознание. Электронный учебник. 2000. http://homepages.tversu.ru/~ips.
    И.П. Сусов. Введение в языкознание. М., 2006.
    А.А. Реформатский. Введение в языковедение. Любое из последних изданий. (Отд. главы).
    Джон Лайонз. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1987. (Отд. главы).
    Джон Лайонз. Язык и лингвистика. Вводный курс. М., 2004. (Для самостоятельного чтения).
    А.Я. Шайкевич. Введение в лингвистику. М., 2005. (Отд. главы).

Кроме того, обязательному прочтению подлежат отдельные главы и разделы из других источников (по указанию лектора).
Отличная оценка выставляется при знании всего объёма рекомендуемой литературы и свободном владении материалом (определения лингвистических понятий, иллюстрации из русского и других языков, решение лингвистических задач).
 

Методическое вступление в дисциплину

Специальность, которой овладевают студенты факультета романо-германской филологии (ныне в более громоздкой формулировке -- факультета иностранных языков и международной коммуникации) Тверского государственного университета, именуется "Лингвистика и межкультурная коммуникация". Близкой по своему содержанию является специальность "Филология", которую изучают студенты отделения русского языка и литературы филологического факультета. Обе специальности роднит наличие в учебных планах общелингвистического компонента.

Важное место в профессиональной подготовке лингвистов и филологов занимают изучаемые наряду с иностраннымси языками или родным языком дисциплины общелингвистического цикла. В этот цикл входят "Введение в языкознание", "История языкознания" и "Общее языкознание".  Начальную лингвистическую подготовку даёт курс "Введение в языкознание"..

Изучение того или иного языка может опираться на текстоцентрический принцип, когда определёные его единицы и конструкции наблюдаются в тексте, и на системоцентрический принцип, когда  языковые явления  предподносятся в виде упорядоченных множеств -- категорий, классов,  парадигм.  Последним из названных принципов следуют теоретические общелингвистические и частнолингвистические дисциплины. 

Курс введения в языкознание призван обеспечить начальное знакомство студентов с основными понятиями, идеями и проблемами современного общего языкознания, с некоторыми методами лингвистических исследований. Являясь курсом элементарным, пропедевтическим, он тем не менее ставит своей целью познакомить студентов в доступной форме с тем,

Студенты должны получить представление о том, что лингвистика -- это не некое застывшее множество знаний, а беспрерывная познавательная деятельность, требующая от её участников хорошей профессиональной подготовки.

Языкознание находится в процессе постоянного движения вперёд, и об этом свидетельствует наблюдающийся в  последние примерно сорок лет (с конца 50-х -- начала 60-х годов ХХ века) дрейф лингвистики. В первой половине ХХ века её в основном занимали проблемы языка как достаточно хорошо упорядоченной системы относительно автономных строевых единиц, т.е. проблемы фонологии, лексикологии, морфологии, синтаксиса, а потом и семантики.
Фонетика и фонология, морфология, синтаксис, лексикология и семантика в их синхроническом и диахроническом (историческом) аспектах образуют в совокупности ФУНДАМЕНТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

Без знания этих дисциплин невозможно успешное овладение другими областями лингвистики.

На основе достижений в исследовании внутренней структуры языка в середине ХХ века испытала новый расцвет лингвистическая типология и начала формироваться математическая лингвистика.

Теперь же в фокусе внимания оказались проблемы функционирования языка, особенности его использования в различных условиях общения, в разных социальных группах, в разных культурах и т.п. Возросло внимание к роли языка в жизнедеятельности индивида, в процессах социального взаимодействия людей, в познании мира человеком, в передаче сообщений с помощью средств электронной коммуникации и компьютерных технологий и т.п.

Рядом с теоретическим языкознанием утвердило себя прикладное языкознание.

На первый план выдвинулись такие недавно появившиеся дисциплины, как

Основное содержание дисциплины в моём личнеом опыте (начиная с 1962 г.) излагается в лекциях, закрепляется и углубляется в практикумах, закрепляется в процессе самостоятельной работы студентов.

Исчерпывающее знание содержания лекций и пояснений, которые даются руководителями практических занятий, является обязательным, поэтому в принципе не допускается их пропуск студентами. Пропуск более 2  семинарских занятий будет отрицательно сказываться на итоговой экзаменационной оценке.

Рекомендуются разнообразные способы получения и фиксирования учебной информации:

Первичными и ведущими источниками лингвистической информации для первокурсника являются лекции и семинарские / практические занятия. Именно здесь, в студенческой аудитории, Оценки, полученные студентами на промежуточных этапах, учитываются на итоговом экзамене по дисциплине.

Помимо названных выше основных источников информации по всей дисциплине в целом или большинству её разделов рекомендуются:

Эти источники используются неодинаково по степени обязательного охвата их содержания.
Исчерпывающим должно быть владение материалом учебника Юрия Сергеевича Маслова (ЮСМ) и материалом моего электронной и/или книжной версии учебника (ИПС).

Выборочно используются учебники и учебные пособия других авторов, в том числе:

Фонетика:

Лексикология: Грамматика: Семантика и прагматика: Компаративистика: История языкознания: Первокурсникам рекомендуется как можно скорее обзавестись в Интернет-Центре университета своими электронными адресами, научиться выходить в Интернет и искать на его страницах информацию, относящующуюся к их профессии. Значительным подспорьем в работе над проблемами языкознания является персональная страница И.П. Сусова, содержащая множество ссылок (links) на ресурсы Интернета и расположенная по адресу http://homepages.tversu.ru/~ips.

Умные, талантливые, одарённые студенты не удовлетворяются предлагаемыми списками литературы и в своих поисках обращаются к научно-популярным и научным книгам, сборникам, справочникам, к описаниям языков различных типов. Они как раз и становятся отличниками в подлинном смысле этого слова.

Регулярно можно просматривать в Сети лингвистические материалы.
Можно уже при первых же посещениях моего сайта зайти в Лингвистическую гостиную и познакомиться с её интерьером, с тем чтобы впоследствии чаще обращаться к её материалам:

Учебный материал распределяется по 8 относительно самостоятельным модулям. В каждом модуле перечисляются обязательные для усвоения теоретические понятия и положения, указываются основные и дополнительные источники информации по соответствующим проблемам. В модуле 9 содержатся вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и рекомендуются задачи и упражнения для выработки практических навыков анализа языковых фактов. Все эти модули беспрерывно модифицируются.

Учебные модули
Оглавление учебника
Вступление (Вводная лекция)
Модуль 1. Язык как объект языкознания
Модуль 2. Основы общей фонетики и фонологии
Модуль 3. Основы общей лексикологии
Модуль 4. Основы общей морфологии
Модуль 5. Основы общего синтаксиса
Модуль 6. Языки в их отношении  друг к другу
Модуль 7. Язык в отношении к обществу и индивиду
Модуль 8. Основы общей теории письма (грамматологии)
Модуль 9. Методические материалы





Тверской государственный университет