Оглавление учебника1.01. Из истории языкознания до 20 в.
1.02. Развитие языкознания в 20 в.
1.03. Описание языка в формальном аспекте
1.04. Описание языка в функциональном аспекте
1.05. Когнитивные процессы и язык
1.06 Коммуникация и язык
1.07. Язык как система знаков
1.08. Язык и общество
1.09. Язык и индивид
1.10. Происхождение языка
Предыдущая
страница
Следующая
страница
_____________________________________________________________________________________________________________
Язык и индивид
Речевые акты могут рассматриваться
с прагмалингвистической точки зрения, а именно как выделяемые в
коммуникативном событии минимальные единицы вербального
общения, которые выполняют ту или иную иллокутивную функцию
(констатация
факта, побуждение к действию, запрос информации и т.п.). Из речевых
актов
строятся речевые шаги, иллокутивная функция которых является
производной
от иллокутивных функций отдельных речевых актов. В процессах
коммуникативной
интеракции сочетаются коммуникативные ходы участников общения. Для всех
названных единиц (от речевого акта до коммуникативного события)
существенна
их социальная предназначенность.
Анализ речевых актов с точки зрения
психолингвистической и нейролигвистической направлен,
наоборот, на выяснение
их психологической и физиологической природы, т.е. на раскрытие тех
психических
процессов, которые характеризуют порождение языковых высказываний и их
распознавание, и на выявление тех неврологических механизмов, которые
обеспечивают
протекание этих процессов.
Речевые акты могут характеризоваться
как акты говорения и как акты слушания (аудирования), а
также
как акты письма и как акты чтения. В совокупности они
составляют
то, что называется речевой деятельностью. Речи в собственом
смысле
противостоит
внутренняя
речь, которая имеет место при мыслительном решении каких-либо
интеллектуальных
задач. Её характеризуют и собственные синтаксические закономерности, и
использование неречевых средств (образов, схем). Она генетически
восходит
к внешей речи. Внутреннюю речь принято отличать от внутреннего
проговаривания (речи "про себя", беззвучной речи) и
внутреннего
программирования (создания плана будущего высказывания). Собственно речь
подразделяется на устную и письменную,
причём каждая из этих разновидностей обладает своими экспонентами и
своими
конструктивными особенностями. Далее, собственно речь разделяется на
диалогическую
и монологическую, причём генетически первичной является устая речь.
С внешней стороны процесс порождения
и восприятия речи выступает как последовательность следующих: явлений:
некое событие, исходное положение дел > акт говорения > действие,
которое
последовало за актом говорения. Исходное событие оказывается стимулом
для
акта высказывания, а само высказывание - реакцией на высказывание. В
свою
очередь, высказывание играет роль стимула для последующего действия: S1
> R1/S2 > R2. От внешне наблюдаемых
фактов исследователь
переходит к поиску внутрених механизмов.
Обычно выделяются следующие этапы порождения высказывания, осуществляющиеся во внутренней речи:
Восприятие речи слушателем
опирается на те же этапы, что и порождение речи, но начинается с
распознавания
фонем и
словоформ. Слушатель - такой же активный участник
речевого
общения, как и говорящий. Если при порождении речи синтаксические
процессы
имеют отправной точкой предикат, т.е. порождение речи следует
синтаксису
зависимостей, то в восприятии предложения значительную роль играет
механизм
анализа по непосредственно составляющим, когда вначале выделяются
группа
подлежащего и группа сказуемого.
Меньшее количество времени требуется
для восприятия предложений активных, но не пассивных, положительных, но
не отрицательных, пассивных утвердительных, но не пассивных
отрицательных,
правдоподобных, но не неправдоподобных. Необходимые
для таких эмпирических
заключений психолингвистические эксперименты скорее являются
психологическими,
ежели лингвистическими.
Для понимания механизмов порождения
и восприятия речи важны данные нейролингвистики, которая
является
разделом нейропсихологии, являющейся, в свою
очередь, частной
дисциплиной в рамках неврологии. Нейролингвистика
изучает корреляции
между теми или иными видами расстройств речи и функциональными
центрами
коры головного мозга. Распознавание речи она описывает как
последовательность
процессов в направлении от периферии нервной системы к её центральным
отделам,
а порождение речи как последовательность процессов в направлении от
центра
к периферии. Особое внимание она уделяет афазиям.
К нарушению речи в целом ведёт поражение любого участка речевой зоны
мозга. Однако характер нарушения зависит
в первую очередь от функции пострадавшего участка. Выделяются три формы
афазий, имеющий синтагматическую природу, при нарушении передней
речевой
зоны:
Приложение, дающее представление об обычной для американской науки трактовке психолингвистики (из обзорного доклада ERIC L & L Digest 1994)
Psycholinguistics
Psycholinguistics is the
study
of the relationship between linguistic and psychological behavior.
Psycholinguists
study first and second language acquisition and how humans store and
retrieve
linguistic information, referred to as verbal processing.
Language Acquisition. The
study
of how humans acquire language begins with the study of child language
acquisition. Principally, two hypotheses have been put forth. The
first,
deriving from the structuralist school of linguistics, holds that
children
learn language through imitation and positive-negative reinforcement.
This
is known as the behaviorist approach. The second, or innateness
hypothesis,
proposes that the ability to acquire language is a biologically innate
capacity. Furthermore, innate language learning ability is linked to
physiological
maturation and may atrophy around the time of puberty. The innateness
hypothesis
derives from the generative/transformational school of linguistics.
Such descriptions of language
acquisition are further tested in exploring how adults acquire
language.
It appears that most adults learn language through memorization and
positive-negative
reinforcement: a manifestation of the behaviorist model. Whether this
is
a result of the post-pubescent decay of the innate ability described
above
or a result of other psychological and cultural factors is a question
of
great interest to the psycholinguist.
Verbal Processing involves
speaking,
understanding, reading, and writing, and therefore includes both the
production
of verbal output and reception of the output of others. For example,
although
the sentences of a language may theoretically be infinitely long, there
are constraints placed on their length, as well as on their structural
characteristics, by our processing capabilities. Although we readily
comprehend
"The dog bit the cat that chased the mouse that ran into the hole," we
have some difficulty sorting out "The mouse the cat the dog bit chased
ran into the hole." Why this is so, in terms of cognition, perception,
and physiology, is of major interest to the psycholinguist.
_____________________________________________________________________________________________________
Содержание
сайта
Тверской
государственный университет