Письмо в Иране
7.01. Основные понятия теории письма
7.02. Зарождение письма
7.03. Египетское письмо
7.04. Шумерско-аккадское письмо
7.05. Китайское письмо
7.06. Семитские системы письма
7.07. Письмо в Иране
7.08. Письмо в Южной и Юго-Восточной Азии
7.09. Письмо в восточноевропейском культурном ареале
7.10. Письмо в западноевропейском культурном ареале
История сменявших друг друга на одной и той
же территории народов, культур
и письменностей представляет исключительный интерес.
На нынешней территории Ирана живёт более 30 народов
разных языковых
групп (как иранской, так и неиранских). На этой территории в разное
время
возникали и исчезали многочисленные крупные и мелкие государства.
Границы
Ирана то простирались далеко на Запад и на Восток, включая в свой
состав
многие народы, то Иран оказывался в составе других великих держав.
Иранцы (арии -- одна из групп индоиранской ветви
индоевропейской семьи языков,
давшая своё имя стране) начали проникать сюда (сюда либо через Среднюю
Азию, либо через Закавказье) во 2-м тыс. до н.э. Постепенно они
составили
большинство населения, и иранские языки (в частности персидский,
историю
которого делят на древний, средний и новый периоды) постепенно стали
здесь
господствующими. Но государственные образования существовали на
иранской
территории ещё до прихода иранцев, возникая уже в 3-м тыс. до н.э.
Одним из наиболее крупных доиранских государств в
3-1-м тыс. до н.э.
на Ю.-З. Ирана был Элам (со столицей в Сузах). Эламиты создали около 30
вв. до н.э. рисуночное словесно-слоговое письмо (не дешифрованное до
сих
пор). К 23 в. они начали применять линейное слоговое письмо,
продолжившее
письмо протоэламское, и наряду с этим аккадскую клинопись. Эламская
клинопись
продолжала использоваться и в персидском государстве Ахеменидов в 6-4
вв.
до н.э., когда эламский язык играл роль официального.
В 6-4 вв. до н.э. в Персидской державе утвердилось
господство древнеперсидского
языка, родного для Ахеменидов. Этот язык, как и эламский, наряду с
иероглифами
также использовал клинопись.
Клинописные
надписи на древнеперсидском языке обычно сопровождались переводами на
эламский,
аккадский, а иногда на арамейский и египетский языки. Трёхъязычная
Бехистунская
надпись царя Дария позволила в новое время осуществить дешифровку
древнеперсидского,
аккадского и эламского письма.
Древнеперсидский
язык получил продолжение в виде среднеперсидского (пехлевийского),
который
в 3-7 вв. был официальным языком державы Сасанидов и использовал две
разновидности
восходящего к арамейской графике письма: пехлевийскую (с идеограммами и
лигатурами, историческими написаниями) и манихейскую (фонетическую).
Первые
опыты его дешифровки относятся к 18 в.
Пехлевийский
вариант арамейского письма послужил основой для создания
специального
авестийского письма, которым были записаны тексты богослужения в
зороастрийских
общинах. Авестийский язык был современником древнеперсидского. Его
письменная
фиксация была осуществлена только около 4 в.
Свою письменность на основе арамейской графики имели
языки парфянский,
бактрийский, согдийский (3 варианта), хорезмийский. Согдийское письмо
легло
в основу орхонского и уйгурского, а то, в свою очередь, нашло
продолжение
в письме галик, ставшем прототипом для старомонгольского и
маньчжурского.
На старомонгольский алфавит опирались письмо ойратское и бурятское.
Хотаносакские
тексты писались посредством индийской графики брахми.
С первой половины 9 в. начинается история
новоперсидского языка (фарси).
В связи с завоеванием в 7 в. Ирана (Персии) арабами фарси и многие
другие
иранские и неиранские языки переходят на арабское письмо.
ЮСМ; ААР. ЛЭС/БЭС (Статьи: Письмо. Алфавит. Западносемитское письмо. Квазиалфавитное письмо. . Идеограмма. Логограмма. Иероглифы. Силлабическое письмо).