Семитские системы письма
Алфавитные (буквенно-звуковые) системы
письма возникли из слоговых (силлабических). Слоговой же тип начал формироваться
ещё внутри логографических систем, когда рядом со знаками-логограммами
стали появляться знаки-фонограммы или же одни и те же знаки использовались
то как логограммы, то как силлабограмы. Такая эволюция наблюдалась в письме
египетском, шумерском, аккадском, критском, кипро-минойском. Логограммы
уже господствовали в письме древнеперсидском, эламском, хурритском, урартском.
Знаки для слогов создавались в разных системах письма.
Важен сам принцип обозначения слогов.
К середине 2-го тыс. до н.э. на Ближнем Востоке и в Египте выявилось 3
таких принципа:
Ханаанейское,
или финикийское, квазиалфавитное письмо возводится к какому-то северносемитскому
прототипу. Предполагается, что главную роль в его формировании сыграли
протобиблское и протосинайское письмо.
Финикийский алфавит имел 22 знака. Порядок их следования
определился ещё во 2-м тыс. до н.э. Некоторые знаки похожи на начертания
библского псевдоиероглифического письма, большинство знаков совпадают со
знаками синайско-палестинского письма.
Эта система складывалась, скорее всего,
во второй половине 2-го тыс. до н.э. Сперва каждый знак воспринимался как
обозначение определённого согласного с любым (в том числе и "нулевым")
гласным. Впоследствии он стал соотноситься только с определённым согласным.
Так как чтение квазиалфавитного текста представляло трудности, для обозначения
долгих гласных иногда использовались "матери чтения". Монументальное письмо
постепенно сменялось курсивным.
Финикийский алфавит оказался наиболее
конкурентоспособным среди западносемитских систем и послужил прототипом
множества как древних, так и более новых алфавитов. Его восприятие другими
народами (прежде всего в сиро-палестинском регионе) было опосредовано арамейским
письмом. В 9-8 вв. до н.э. финикийский алфавит в его ранней разновидности
(устав) был заимствован греками, которые изобрели знаки для гласных.
Аравийское (южносемитское) линейное
письмо, содержавшее 28-29 знаков, генетически связано с северносемитскими
системами письма (в частности с протобиблским). Северноаравийские алфавиты
использовались для письма на лихьянитском, самудском, сафаитском языках,
а также в древнеарабском письме (с 7 в. до н.э.; современное арабское письмо
восходит к иному источнику). Южноаравийские алфавиты служили письму на
языках сабейском, минейском, катабанском, хадрамаутском. Более чем половина
знаков этих систем (с инвентарём из 24 графем) восходит к общим прототипам
с финикийскими знаками, некоторые имеют аналоги в синайско-палестинском
письме, остальные несопоставимы ни с теми, ни с другими.
Южноаравийским (сабейским) письмом
пользовались в древнем Аксумском царстве на территории Эфиопии, приспособив
его потом к местному, ныне уже мёртвому языку геэз. Эфиопское письмо отразило
в себе конкуренцию письма южносемитского вообще и южноаравийского как одной
из его ветвей. Оно сохранило и южносемитский порядок знаков, и названия
букв, совпадающие с финикийскими (и тем самым с северносемитскими). Под
вероятным влиянием греческой культуры были введены обозначения для гласных.
Установилось направление письма слева
направо. Но способ обозначения гласных и слоговой принцип письма
были выбраны по индийскому образцу (брахми или кхароштхи). Эфиопское письмо
сохранило 24 знака из 29 знаков южноаравийского, пополнилось ещё рядом
знаков (для амхарского языка), имеет 4 лигатуры. Если в письме геэз было
202 слоговых знака, то теперь оно достигает 270. Сохранилась форма устава,
скоропись не была выработана.
С южносемитской группой квазиалфавитов
сходно древнеливийское письмо (восточнонумидийское и западнонумидийское,
современный туарегский алфавит тифинаг).
Кроме того, на основе того же западносемитского
квазиалфавитного принципа строились древние малоазийские алфавиты (фригийский,
мизийский, лидийский, ликийский, карийский и др.). Их источниками было,
скорее всего, нефиникийское письмо, а другие варианты западносемитского
письма.
Финикийское письмо с течением времени
менялось. Устав сменился скорописью. Финикийская скоропись легла в основу
скорописи, которая была выработана в языках арамейской группы семитской
ветви афразийской семьи языков (между прочим, на арамейском проповедовал
Иисус Христос).
Арамейское письмо в основном и послужило
посредником между письмом финикийским и огромным множеством алфавитов на
Ближнем и Среднем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии. Староарамейские
надписи относятся к 9-7 вв. до н.э. (Дамаск, Хама, Арпад, Шамаль, Ассирия).
Различаются следующие разновидности арамейского (финикийско-арамейского)
письма: классическое (или имперское), арамейское письмо ахеменидских канцелярий,
библейско-арамейское; на более поздней ступени - письмо набатейское, пальмирское,
иудейско-палестинского, самаритянское, сирийское (в таких вариантах, как
эстрангело, серго с яковитской и мелькитской разновидностями, несторианское,
ассирийское).
Финикийско-арамейский консонантный
алфавит лёг в основу письма
В этих системах гласные (включая дифтонги)
могут обозначаться "матерями чтения" и диакритиками, но в основном
это делается в религиозных и учебных текстах. В остальных случаях передача
огласовки не считается обязательной. Границы распространения этих систем
письма обычно совпадали с границами тех или иных религий и их ответвлений.
См. схему родословного древа важнейших
алфавитов, обращая пока особое внимание на правую половину этой схемы: