Зарождение письма
Содержание модуля 77.01. Основные понятия теории письма
7.02. Зарождение письма
7.03. Египетское письмо
7.04. Шумерско-аккадское письмо
7.05. Китайское письмо
7.06. Семитские системы письма
7.07. Письмо в Иране
7.08. Письмо в Южной и Юго-Восточной Азии
7.09. Письмо в восточноевропейском культурном ареале
7.10. Письмо в западноевропейском культурном ареале
Письмо как знаковая система в принципе
должно содержать в своём инвентаре
конечное число регулярно воспроизводимых, инвариантных по своей
сущности
графических единиц (графем) и правил их сочетания при построении
развёрнутых
текстов. Каждая графема должна иметь своим денотатом одну и ту же
единицу
звучащей речи. Такой единицей может быть значащая единица (слово или
морфема)
или же односторонняя, незнаковая единица (слог или фонема).
Соответственно различаются такие основные типы
письма, как
Но
логографические, силлабические и фонематические системы были созданы
челевеческим
гением относительно недавно, около 6000 лет тому назад. Изображать
людей
и животных в своих рисунках на камне, на стенах пещер наши предки
начали
десятки тысяч лет назад. Но эти рисунки не сводились в систему письма.
См., например, изображения, обнаруженные в Италии.
Становление же письма в собственном смысле слова
опиралось на длительные
поиски оптимальных средств для сохранения информации. Письму
предшествовали
так называемые протописьменности.
На начальном этапе они не представляли собой
устойчивых систем с регулярно
воспроизводимыми знаками. Так, для передачи сообщений привлекались как
мнемонические знаки зарубки на деревьях, особым образом положенные на
пути
следования ветки или камни, узлы. Объявление войны могло быть
обозначено
присланной стрелой. У индейцев Южной и Центральной Америки создавались
кипу - своего рода узелковые послания (ЛЭС/БЭС: 77--78). Кипу часто
использовались
как украшения.
В
Северной
Америке (у ирокезов, гуронов и др.) получили распространения вампумы,
представляющие
собой сплетённые из шнурков полосы (ЛЭС/БЭС: 80). Вплетённым в них
разноцветным
раковинам приписывалось разное символическое значение (война, угроза,
вражда,
мир, счастье, благополучие). Из раковин мог составляться рисунок
(наример,
красный топор на чёрном фоне -- объявление войны). Вампумы могли
служить
эквивалентами денег. На расположенном рядом рисунке изображён вампум,
посредством
которого племя ирокезов сообщало американскому правительству, что оно
не
намерено признавать его своим отцом, а готов быть братом. У каждого из
братьев свой путь.
Могли использоваться рисунки или серии рисунков, повествующих о
каких-либо
событиях (например, об успешной охоте или же походе царя Верхнего
Египта
на Нижний Египет). Но такие знаки, передавая смысловую информацию о
чём-либо,
не соотносились с звучащей речью, её значащими единицами.
Очередным шагом явилось создание стабильных систем
мнемонических знаков.
Возникает пиктография,
используемая для передачи сообщений посредством
рисунков отдельных предметов. Когда такие рисунки, пиктограммы
(более или менее похожие на изображаемые предметы, являющиеся их
иконическими
знаками) начинают (на Ближнем Востоке с 8 тыч. до н.э.) регулярно
воспроизводиться в одних и тех же функциях или близких функциях, можно
говорить о становлении идеографических систем. Идеограммы могут
соотноситься
со знаменательными словами, хотя и в отвлечении от их грамматической
формы.
Знак для предмета "нога" по ассоциации может выражать понятие 'идти'.
Идеограмма
становится теперь логограммой, т.е. знаком не для понятия вообще, а для
слова или ассоциативного ряда слов. На следующей ступени такой знак,
во-первых,
всё больше схематизируется, т.е. утрачивает свойство иконичности и
приобретает
свойство символичности, а во-вторых, приобретает способность выражать
не
только данное слово, но и другое слово, одинаково с ним звучащее, а
также
служебное слово или грамматическую морфему, а подчас просто одинаково
звучащий
слог. Формируется словесно-морфемный и словесно-слоговой типы письма.
Вот этот переход от протописьменности к собственно
письму и наблюдается
в многочисленных древнейших рисунках в Египте, Шумере, Эламе, в
протоиндских
рисунках 4--3 тыс. до н.э., в рисуночном письме ацтеков, в письме майя.
ЮСМ; ААР. ЛЭС/БЭС (Статьи: Письмо. Протописьменности. Кипу. Вампум. Пиктография. Идеограмма).