Оглавление учебника
Предыдущая
страница
Следующая
страница
Информационные процессы. Коммуникация . Языковая коммуникация. Коммуникативные акты
Информационные
процессы
Мы живём не только в мире вещей и
энергий, но и в мире информационных потоков. Информационные процессы
(и,
соответствено, информационные системы) служат передаче и получению,
накоплению
и хранению, обработке информации.
Под информацией в самом общем
смысле можно понимать сообщение. Это сообщение, будучи принятым
какой-то системой (будет ли это какой-то живой организм, человек или
такое
созданное им информационное устройство, как компьютер), меняет
информационное
состояние данной системы и в определённых случаях может оказаться
стимулом
(командой) к осуществлению каких-то операций или действий, к началу или
завершению какого-либо процесса. Например, переданное мною Вам
сообщение
о том, что завтра возможен сильный дождь, может побудить Вас, выходя
завтра
из дома в университет, захватить с собой зонтики. Иначе говоря,
информация
способна осуществлять функцию управления.
Понятие информации является центральным
в кибернетике, где как раз и исследуются процессы управления с помощью
передаваемой информации. С точки зрения кибернетической можно говорить
о передаче информации в живой и неживой природе, в человеческом
обществе,
в созданных человеком технических системах.
Всякий информационный процесс предполагает
наличие следующих компонентов и отношений между ними:
|
Сообщение не материально. Оно не может
быть передано или воспринято непосредственно. Носителем сообщения
выступает
определёный
физический сигнал.
Переход от сообщения к сигналу осуществляется
в процессе кодирования. Переход от сигнала к сообщению — это
процесс
декодирования.
. Так, физическим носителем сообщения, передаваемого посредством
речевого
высказывания, является акустическое событие (последовательность
звуковых
волн, подвергшаяся соответствующей модификации в том, что
касается
характеристики их сегментов в отношении частоты, интенсивности,
длительности
и тембра).
При кодировании и декодировании используются
элементы соответствующего кода (в речевом общении эти функции
выполняет
языковая система, в состав которой входят компоненты прагматический и
семантический,
лексический, или словарный, или номинативный, и синтаксический,
морфологический
и фонолого-фонетический). Этот код должны знать и отправитель,
и
получатель.
В распоряжении отправителя должен
иметься передатчик, с помощью которого производится кодирование
и пересылка сигнала по каналу связи (например, по используемому в
речевом
общении каналу, который можно назвать
вокально-аудитивным).
Получатель должен располагать
приёмником, способным принимать соответствующий
физический сигнал и обеспечивать его декодирование.
В речевом взаимодействии отправителем
сообщения является говорящий. Его мозг и произносительные органы
обеспечивают
процесс кодирования сообщения и передачу физического сигнала, т.е. они
функционируют в качестве передатчика. Получателем сообщения выступает
слушающий.
Восприятие им звукового сигнала и декодирование осуществляются
приёмником,
в состав которого входят органы слуха и мозг.
Сообщение характеризуется тем, что
оно относится к какой-то теме (предмету). Предметом сообщения
обычно
является отображаемое в сознании некое событие (сцена). С учётом таких дополнений структура
информационного процесса может быть представлена следующей схемой:
Коммуникация
Коммуникацией называют передачу информации
как в животном мире (употребляя в этом случае термин биокоммуникация),
так и в человеческом обществе, а также от одного технического
устройства
(например, компьютера) другому.
Животные передают сигналы неосознанно,
инстинктивно, в условиях именно данной ситуации. Их навыки сигнализации
имеют врождённый характер. Правда, сейчас много пишут об успешных
опытах
обучения шимпанзе жестовой коммуникации. Но это тема особого разговора,
лежащая в основном в стороне от основных задач вводного курса общей
лингвистики
и предполагающая наличие специальных знаний в области этологии (науки о
поведении животных).
Передача сообщений в общении между
людьми характеризуется тем, что она осуществляется осознанно и целенаправленно,
часто с учётом адресата (или адресатов) передаваемых
сообщений
и, что тоже важно учитывать, на основе тех правил, которые приняты в
данной
этнокультуре и в данном социуме, т.е. являются конвенциональными
и не наследуемыми, а усваиваемыми в процессе накопления жизненного
опыта.
Передаваемые людьми сообщения не обязательно
касаются данных, конкретных, реальных ситуаций. Они могут относиться к
прошлому и будущему, к вымышленным ситуациям (битва богов и титанов
в греческой мифологии, вторжение марсиан на Землю
у Г. Уэллса),
к гипотетическим существам типа циклоп,
кентавр,
русалка,
инопланетянин,
к абстрактным объектам типа скорость,
доброта,
белизна,
лошадиная сила и т.п. В этих сообщениях могут содержаться
поэтические
образы, философские рассуждения, научные идеи, технические инструкции,
предсказания погоды, религиозные убеждения и т.д. В дальнейшем термин коммуникация
будет употребляться только в отношении актов человеческого общения.
В общении друг с другом люди могут
использовать разные каналы связи: оптический (зрительный), звуковой (в
языковой коммуникации он выступает в специфической форме уже
упоминавшегося
вокально-аудитивного), тактильный (например, похлопывание по плечу или
поглаживание по щеке). Коммуникация может
быть непосредственной,
прямой, как при общении лицом к лицу (face to face), так и
опосредованной,
предполагающей использование тех или иных технических средств для
передачи
и приёма сигналов (звонок на занятия, уличный светофор, телефон, радио,
телевидение, интернет с его электронной почтой, группами новостей,
видеоконференциями
и пр.). Сегодня обычным явлением стала многоканальная (мультимедийная)
коммуникация (кино, телевидение, интернет, компьютерные игры).
Господствующая роль в человеческом
общении принадлежит языковой (или речевой) коммуникации, опирающейся на
использование вокально-аудитивного канала связи. Рядом с устной
языковой
коммуникацией в большом ряде культур широко используется письменная
коммуникация,
в актах которой по зрительному каналу передаются сообщения,
закодированные
посредством графического кода. Роль письма столь велика, что о многих
языках
мы вправе говорить, что они выступают в двух ипостасях - устной и
письменной. Коммуникативные акты могут
совершаться
с использованием жестов, телодвижений, мимики, взглядов, изменения
качества
голоса (фонации) и т.д.
Можно говорить о коммуникации межличностной,
имея в виду коммуникативное взаимодействие внутри относительно
небольшой,
ограниченной группы людей, и массовой, ориентированной на
передачу
информации большому множеству людей (например, радиослушателям,
телезрителям). Имея в виду сферу обращения
информации
и её содержание, говорят о коммуникации обыденной, официальной, деловой
и т.п. Особое место в кругу коммуникативных процессов занимают акты
богослужения,
театральные представления, демонстрации фильмов, исполнение музыкальных
произведений, показы мод, спортивные соревнования, массовые действа,
игры
и пр.
Коммуникация осуществляется в форме
единичных коммуникативных действий, совершаемых отправителями сообщений
и адресованных, как правило, определённым получателям. Эти действия
протекают
в условиях определённого коммуникативно-прагматического
пространства,
или контекста. Данный контекст образуют:
Языковая
коммуникация
Языковая коммуникация имеет целый
ряд наименований: речевая коммуникация, вербальная коммуникация,
речевое
общение, вербальное общение, речевая деятельность, речь.
Минимальными единицами языковой коммуникации
являются
речевые акты (или языковые акты). Слово акт
употребляют, чтобы подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону
явления.
Если не имеется в виду процесс, нередко пользуются термином высказывание.
Речевые акты принято условно квалифицировать как реализации
(произнесения,
исполнения) предложений, хотя подчас речевым актом называют и такую
далеко
не элементарную форму, как лекция, проповедь, доклад.
Слово речь довольно
многозначно. Это и акт произнесения высказывания, говорения (т.е. акт
говорящего),
и единство актов говорящего и пишущего, и акт пишущего, и единство
актов
пишущего и читающего, и вся совокупность актов говорящего и пишущего, с
одной стороны, и актов слушающего и читающего, с другой стороны. Иначе
говоря, речевой акт может рассматриваться как единство, с одной
стороны,
акта производства высказывания и его передачи в устной или письменной
форме
и, с другой стороны, акта восприятия и понимания этого высказывания. Мы
можем говорить о речи устной и письменной. Слово
речь может служить
названием формы бытия языка, способа (модуса) его существования.
Интересно сопоставить терминологические
эквиваленты в разных языках. Соответствующее нем. слово das Sprechen
именует
только акт говорения. То же касается и англ. слова speech 'акт
говорения,
способность к речи'. Фр. parole, употреблённое Ф. де Соссюром для
наименования
одного из противочленов двуединства речь - язык (langue), имеет
значения
'речь, слово', 'словесное обещание', 'голос, тон'. Наряду с ним
франкоязычные
лингвисты пользуются словами recit 'рассказ, повествование', discours
'речь,
выступление'.
Лат. слово lingua имело значения:
'язык (физиологический орган)', 'язык, речь', 'манера выражаться,
слог',
'красноречие', 'болтливость, хвастовство', 'узкая полоса земли, коса,
мыс',
'язычок (в музыкальном инструменте)'. За словом oratio были закреплены
значения 'способность / дар речи', 'речь, язык; манера изъясняться,
стиль',
'специальный язык (например, философский)', 'прозаическая речь, проза',
'тема, предмет, материал речи', 'высказывание, выражение, утверждение;
слова', 'доклад, обращение, выступление', 'красноречие, дар слова',
'императорский
указ, рескрипт', 'молитва'.
Нем. слово Sprache 'язык' очерчивает
достаточно широкую сферу, что, в частности, позволило В. фон Гумбольдту
одним и тем же словом именовать язык как живую деятельность (energeia)
и язык как мёртвый продукт этой деятельности (ergon), т.е. слова, звуки
и т.п. А.А. Потебня включает речь в язык, в то время как в наше время
словом
язык
чаще обозначается более узкая сфера явлений, понятие языка оказывается
закреплённым за языком как статической системой единиц. Англ. слово
language
'язык' позволяет включать в понятие языка речь, коммуникативное
поведение
и даже совокупность всех предложений. Во фр. имеются два слова: langage
и langue, из которых первое покрывает и значение рус. язык, и
значение
рус.
речь.
Иногда различают речевую деятельность
и речь (Л.Р. Зиндер, Н.Д. Андреев, В.Б. Касевич). В первом случае
имеются
в виду речевые акты, а во втором — совокупность высказываний / текстов.
Есть попытки (В.В. Богданов) именовать речью только устные
высказывания,
обмен которыми производится в речевом общении, и речи противопоставлять
тексты как формы письменной фиксации речи, функционирующие в текстовом
общении, а под названием дискурс объединять и то, и другое.
Классификация речевых актов опирается
прежде всего на заложенные в них коммуникативные намерения (интенции)
говорящего.
По Джону Сёрлу (John Searle), это так называемые иллокутивные
(неречевые,
а точнее внутриречевые) функции и силы. Дж. Сёрл различает: