УДК 338.24.01
Популярный международный термин "инфраструктура" пока не имеет общепризнанного определения. Объем понятия постоянно расширяется и охватывает обслуживающие системы производства и социальной сферы. Сущность инфраструктуры наиболее полно раскрывается через описание ее функций [11; 13]. Функциональный подход в географических исследованиях инфраструктуры включает изучение ее деятельности и оценку ее влияния на территориальное (социально-экономическое и пространственное) развитие регионов. Различать территориальное и пространственное развитие предложил С.А. Тархов [6]. Понятие "территориальное развитие" отражает изменения социально-экономического, экологического и иного характера, происходящие с конкретной территорией; понятие "пространственное развитие" - изменения морфологии (строения). А.А. Ткаченко уточнил эти представления, предложив различать в региональном (территориальном) развитии "содержательное" (социальное, экономическое, культурное и др.) развитие территории и ее пространственное развитие, "выражающееся в изменениях конфигурации и пространственной структуры как самой территории, так и составляющих ее систем и комплексов. Аналогично и в территориальном (региональном) управлении надо различать управление "содержательным" (социальным, экономическим и др.) развитием и управление пространственным развитием" [7.С. 18].
Деятельность инфраструктуры и ее влияние на региональное развитие мы предложили называть территориальными функциями [10]. Для краткости сочетание "содержательных" функций нами названо социально-экономическими функциями. Когда речь идет о конкретных "содержательных" функциях используются их предметные названия (социальные, экономические, экологические). Неразвитость инфраструктуры конкретного региона, ее неспособность выполнять необходимые функции обслуживания можно назвать территориальными дисфункциями инфраструктуры.
В общественном разделении труда основными социально-экономическими функциями инфраструктуры являются следующие [11]:
Роль инфраструктуры в социально-экономическом развитии регионов состоит в создании условий для обеспечения жизнедеятельности людей и жизнеспособности экономики, поддержания экологического равновесия, сохранения, воспроизводства и развития культуры, т.е. условий комплексного социально-экономического и эколого-культурного развития территории (страны, региона). Деятельность инфраструктуры, не обеспечивающая комфортных условий для развития общества, т.е. дисфункция инфраструктуры, вызывает связанные с ней проблемы развития в социальной и экономических сферах жизни, или социальные и экономические дисфункции.
Роль инфраструктуры в пространственном развитии территории - это роль "организатора" социально-экономического пространства. Она проявляется в изменениях отдельных аспектов территориальной организации регионов и их компонентов - населения, хозяйства, природопользования и культуры [8; 9]. Представление об основных аспектах территориальной организации разработано А.А. Ткаченко [7. С.13-14]. Выделенные им аспекты носят общий характер и позволяют указать основные направления влияния инфраструктурных объектов на региональное развитие [9. С.23-24]:
Л.А. Велихов в своем классическом курсе муниципальной науки [3. С.176] сформулировал закон технико-экономической, в том числе транспортной, обусловленности, согласно которому "большинство наиболее быстро развивающихся городских центров лежит в полосах или на линиях установившихся интернациональных сношений". При этом представляется верным методологическое положение о вторичности территориальной организации социально-экономических процессов. Первична сама по себе глубинная основа экономической, социальной, политической жизни [2], а всеобщие законы размещения общественного производства - закон территориального разделения труда, закон экономии затрат труда на преодоление пространственного разрыва между элементами производства, закон агломерации производства - это "специальные (частные) законы, представляющие собой пространственную форму выражения экономических законов" [1. С.11]. Содержанием указанных объективных законов являются причинно-следственные связи, в том числе в системе "инфраструктура - территориальная организация региона".
Социально-экономические и пространственные функции инфраструктуры взаимосвязаны и образуют целостную систему, включающую "размещенческие", дифференцирующие, коммуникационные, интегрирующие, процессуальные, морфологические и управленческие функции (рис.1). Это значит, что каждый действующий инфраструктурный объект (предприятие, учреждение, дорога, линия коммуникаций), центр или коридор (сочетание железнодорожных и автомобильных магистралей, линий электропередачи высокого напряжения, подземных магистральных газо- и нефтепроводов, водных путей и др.) одновременно выполняют разнообразные социально-экономические и пространственные функции, вызывая изменения в территориальном развитии страны (региона).
Рассмотрим формы проявления пространственных функций инфраструктуры в территориальном (региональном) развитии:
Меняются функции инфраструктуры, ее предприятия, учреждения и сети, меняются люди и их потребности, но социально-экономическая и пространственная роль инфраструктуры остается. Ролевые функции характеризуют инфраструктуру как активный фактор территориального развития.
Создание инфраструктуры (строительство, в первую очередь коммуникационных сетей, и организация системы обслуживания и др.) есть проявление самого процесса территориального развития.
Территориальные функции инфраструктуры могут быть целенаправленными (программными) или случайными (рис.2). Программные функции инфраструктуры (концептуальные, проектные, плановые) регулируются органами территориального управления [14]. Целенаправленные инфраструктурные мероприятия на конкретной территории могут вызывать непредусмотренные последствия, например, экологического характера [12], т.е. выполнять случайные (неплановые) функции. Усиление внимания к возможному воздействию инфраструктуры на территориальное развитие страны и ее регионов несет существенные дополнительные выгоды в социальной, экологической и экономической сферах.
Классификация территориальных функций инфраструктуры может быть продолжена по другим признакам [9.С.26-27]:
Носителями (субъектами) территориальных функций являются отдельные инфраструктурные объекты, коридоры, центры; объектами - территории их расположения; пользователями - население (территориальные общности).
Ведущей тенденцией развития современной цивилизации становится глобализация жизни человечества. Этот процесс "пространственного развития" осуществляется при активном участии инфраструктуры, прежде всего транспортных, энергетических, телекоммуникационных и других сетей. Их коммуникационная и интегрирующая роль подчеркивается в современных концептуальных моделях устойчивого развития мира и европейского континента [5], Российской Федерации [1]. Роль инфраструктуры как организатора экономического и социального пространства определена и установками нынешней экономической программы правительства России [4].
Главное методологическое требование к изучению инфраструктурной тематики может быть сформулировано следующим образом: исследования территориальной организации инфраструктуры должны проводиться с учетом ее ролевых территориальных функций. Тема оценки влияния инфраструктуры на территориальное развитие перспективна для дальнейшего развития в плане как предмета (это могут быть отдельные территориальные функции инфраструктуры или их сочетания), так и объекта (разные типы районов, отдельные регионы) исследования. В настоящей публикации показаны (и уточнены) территориальные функции инфраструктуры, а методическая задача определения меры ее влияния на региональное развитие требует дальнейшего решения. Постоянная диверсификация территориальных функций инфраструктуры предопределяет актуальность научно-прикладных исследований по данной тематике.
Использование понятия "территориальные функции", вероятно, не ограничивается инфраструктурной тематикой, а имеет общий характер и может использоваться при изучении территориальной организации жизнедеятельности населения, хозяйства, природопользования, культуры, а также компонентов природы.
S.I. Jakovleva.
Special features of the functional approach to the study of the infrastructure are discussed. The new concepts for the regional researches of the infrastructure are entered.